Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Преподаватель берет взятки что делать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действия преподавателя, требующего взятку, подпадают под статьи 163 (вымогательство) и 290 Уголовного кодекса (дача взятки) Российской Федерации. Наказанием может быть штраф, исправительные работы или лишение свободы на срок до 3-х лет (может сочетаться со штрафом).
Правовые последствия для преподавателя
В связи с особенным характером деятельности преподавателя, с 2014 года педагогический работник, привлеченный к уголовной ответственности за взятку, не может далее заниматься преподавательской деятельностью в государственных учебных заведениях любого типа, включая школы и колледжи.
Часто преподаватели вуза или колледжа объясняют свои действия по вымогательству взятки тем, что у них маленькая зарплата. С точки зрения закона, это не является оправданием противоправных действий.
К уголовной ответственности привлекаются также посредники передачи взятки (например, если взятка передается через секретаря кафедры или старосту группы).
Студентов ТюмГНГУ оштрафовали за дачу взяток преподавателю
15 бывших студентов нефтегазового университета были осуждены к штрафам на общую сумму 310 тысяч рублей.
Ленинский районный суд рассмотрел уголовное дело в отношении 15 бывших студентов ТюмГНГУ. Их признали виновными в совершении преступления, которое предусмотрено частью 1 статьи 291 УК РФ (дача взятки должностному лицу через посредника).
В Первое Антикоррупционное СМИ, в рубрику «Сообщить о коррупции», поступило сообщение от кандидата наук из Тюмени Виктора Лебедева, в котором он призывает отменить само понятие «взяточник» по отношению ко всему корпусу преподавателей ВУЗов.
ПАСМИ размещает обращение. Текст приводится в авторской редакции.
«Я, Виктор Лебедев , кандидат наук, доцент, бывший преподаватель Тюменского архитектурно-строительного университета, несколько лет назад был обвинён в получении взятки. В моём понимании, это была не взятка, а торговая операция. Своей студентке я продал мобильный телефон супруги. Студентка расплатилась со мной мечеными купюрами. На этом основании, следствие и возбудило против меня уголовное дело по ст. 290 УК РФ («Получение взятки» — прим. ред.).
В результате, в 2010 году я был осуждён на три года условно и отстранён от преподавательской деятельности. После этих трёх лет я не вернулся к преподавательской деятельности и занялся вопросом осуждения за взятки преподавателей ВУЗов.
Дело в том, что 12% от общего числа осуждённых по ст. 290 являются именно преподавателями. При этом они никак не защищены. Да, часто они берут деньги, но иногда у них и выхода другого нет. Отчислить студента за неуспеваемость не позволяет руководство, точно так же, как и не позволяет портить статистику успеваемости. Ну и что делать… Тем более, что и многие студенты обижаются если преподаватель не идёт на «финансовый» контакт. К тому же, если во всём мире за обучение платят, почему в России должно это быть как-то иначе?
Виктор Лебедев
Именно поэтому я полагаю, что за получение взяток преподавателей судить нельзя. А у нас же получается обыкновенная подмена понятий даже на юридическом уровне. Так, при квалификации «взяточных» деяний должностных лиц следует исходить из следующего комплекса взаимообусловленных признаков их правонарушений: 1) наличия властных (административных) полномочий чиновника; 2) выгоды для «взяткобрателя»; 3) пользы для «взяткодателя»; 4) правомерность «взяткодательного» интереса; 5) вред органам власти. Следовательно, профессорско-преподавательский состав вузов не могут быть «взяточниками», так как признаки 1, 3, 4 и 5 таких преступлений отсутствуют.
В этой связи возникает вопрос: «Почему Генеральная прокуратура, Верховный Суд РФ, а также и правозащитники не принимают должных мер по прекращению практики возбуждения фиктивных уголовных дел на преподавателей вузов, фабрикуемых по составу ст. 290 УК РФ?»
Незаконность таких судебных процессов обусловлена следующим правовым невежеством их участников.
Студенты и их родители не знают, что подача заявлений на преподавателей в «органы» будет необоснованным по причинам: а) от «вымогательства» ППС обучаемые полностью защищены организационным порядком вузовского учебного процесса; б) взяткодательный интерес «пострадавших» законным не будет (мзда даётся за незнание учебного материала) и будущим специалистам нет пользы от липовых оценок; в) контроль за соблюдением прав учащихся возлагается на администрации учебных заведений и Рособрнадзор.
Прокуроры и оперативники УЭБа не знают, что: а) преподаватели должностными лицами формально будут являться только в случаях их приказного зачисления в состав каких-либо временных аттестационных комиссий; б) ОРМ доказательно необходимо проводить после сессии, когда учебные задолженности могут пересдаваться по несколько раз по персональным экзаменационным листкам, предполагающим к тому же «пострадавшим» не обращаться к услугам «вымогателей»; в) направление оперативниками заявителей к таковым повторно с целью документирования фактов задержания «подозреваемых» с поличным, следует квалифицировать безграмотной провокацией (ст. 304 УК РФ).
Следователи не знают, что: а) преподаватели – это не коррупционеры, корыстно раздающие оценки-«подарки», а эксперты, уполномоченные государством на единоличную аттестацию; б) для обеспечения их объективности «по факту» преподаватели не должны принимать во внимание возможные для обучаемых последствия таковых; в) учебные ведомости и зачётные книжки являются документами внутреннего пользования; г) «кормление» ППС не посягает на нормальную деятельность органов власти (гл. 30 УК РФ) и случаи нарушения регламента учебного процесса следует квалифицировать в правовом поле ТК РФ, а не по статьям УК РФ.
Судьи и правозащитники не знают, что: а) понятие «должностное лицо» по трудовому праву (ассистент, профессор) не идентично его смысловой трактовки уголовным правом как работников со статусом потенциальных субъектов преступлений по составу гл. 30 УК РФ; б) юридически значимые для студентов события зависят от их академической успеваемости и защиты дипломной работы, а не от сдачи отдельного экзамена; в) ссылки на судебную практику и на статус ППС как должностных лиц в период сессий свидетельствует о правовой безграмотности стороны обвинения; г) уголовными преступлениями ППС будут являться лишь их деяния по фабрикации липовых дипломов (документ официальный); д) в случаях отсутствия субъекта и объекта уголовного преступления и наличия неустранимых противоречий в доказательной базе такового обвиняемым во «взяточничестве» преподавателям должны выноситься только оправдательные приговоры.
А вот что по этому поводу говорят адвокаты.
Адвокат М.С. Толстых , отмечает, что в настоящее время «главными взяточниками страны являются государственные ветеринарные инспекторы, сотрудники ГИБДД, военкоматов, МЧС, следователи МВД, преподаватели университетов (?), врачи, оперативные уполномоченные, заместители руководителей муниципальных образований и т.п. При этом самый распространенный размер взятки составляет 5-10 тыс. рублей.
Обвинительные приговоры по статье 290 в отношении высокопоставленных чиновников на сайтах судов не встретишь. Наказание, назначаемое судами по части 1 и 2 статьи 290 УК РФ (получение взятки должностным лицом и в значительном размере – прим. ред.) находится в пределах нескольких лет лишения свободы условно или штрафа. Назначается также дополнительное наказание в виде лишения занимать определенные должности. Суды воздвигают доказательственную базу, представляемую стороной обвинения в категорию непогрешимости и лишь неприлично грубые нарушения закона могут стать причиной постановления оправдательного приговора. Все это называется борьбой с коррупцией и делает много шума».
Apellyacionnye opredeleniya Verxovnogo Suda RF ot 11 iyunya 2013 g. N 58-APU13-3, ot 13 marta 2014 g. N 36-APU14-1 // SPS «Konsul’tantPlyus».
Chaplygina A.Yu. Korrupciya v obrazovatel’nyx uchrezhdeniyax: problemy kvalifikacii deyanij // Gosudarstvennaya vlast’ i mestnoe samoupravlenie. 2011. N 1.
Kassacionnye opredeleniya Verxovnogo Suda RF ot 12 yanvarya 2012 g. N 47-011-83, ot 31 maya 2012 g. N 47-O12-24, ot 13 noyabrya 2012 g. N 47-O12-50, ot 11 dekabrya 2012 g. N 41-012-78sp, ot 17 yanvarya 2013 g. N 16-012-64, ot 29 yanvarya 2013 g. N 78-O13-2, ot 6 marta 2013 g. N 91-O13-2, ot 14 marta 2013 g. N 91-O13-3 // SPS «Konsul’tantPlyus».
Kondrashova T.V. Ugolovnaya otvetstvennost’ za vzyatochnichestvo: Ucheb. posobie. Ekaterinburg, 2003.
Nadzornoe opredelenie Verxovnogo Suda RF ot 12 marta 2013 g. N 49-D13-12 // SPS «Konsul’tantPlyus».
Nazarov O.V. O narushenii Konstitucii RF priznaniem prepodavatelej gosudarstvennyx vuzov sub»ektami polucheniya vzyatki // Zakonodatel’stvo i ehkonomika. 2013. N 11.
Законодательство о взяточничестве среди педагогов
Законодательство в Российской Федерации строго запрещает принятие и предлагание взяток, включая сферу образования. Это важное правило направлено на поддержание честности и справедливости в системе образования и защиту прав учащихся.
В соответствии с Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», служащие обязаны соблюдать этические нормы и принципы, а также строго выполнять антикоррупционные требования. Принятие взятки сотрудником образовательного учреждения является нарушением законодательства и влечет серьезные последствия.
Преступления, связанные с взяточничеством, регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации. Сотрудник образовательного учреждения, принимающий взятку, может быть лишен свободы на срок до 8 лет и оштрафован в значительной сумме. Кроме того, согласно статье 19.28 КоАП РФ, физические и юридические лица, предлагающие взятки, также подлежат уголовной или административной ответственности.
На федеральном уровне установлен наказание для взяточников, но также образовательные учреждения могут принимать дополнительные меры для предотвращения взяточничества. Обязательные требования могут включать прохождение тренингов, подписание этического кодекса, создание системы контроля и дисциплины, а также сотрудничество с правоохранительными органами.
Для обеспечения прозрачности и ответственности в системе образования, могут использоваться различные инструменты. Одним из них является возможность анонимного сообщения о случаях коррупции и взяточничества в органы правопорядка. Также, родители и ученики могут обращаться в управление образования или министерство образования и науки с жалобами и сообщениями, если у них есть сведения о фактах взяточничества со стороны педагогов.
В целом, законодательство о взяточничестве среди педагогов очень строго и запрещает любые проявления коррупции в образовательной сфере. Оно направлено на поддержание честности и профессионализма в сфере образования, а также защиту прав учащихся.
Последствия для учителей, принимающих взятки
Принятие взяток учителем является серьезным нарушением этических и профессиональных норм, а также законов. Данный поступок может иметь негативные последствия, влияющие на карьеру и нравственный облик учителя.
Дисциплинарные меры
Учителя, которые будут пойманы на взяточничестве, или которые признаются в этом факте, подвергаются дисциплинарным мерам. Эти меры могут включать:
- Выговор от администрации школы или учебного заведения.
- Понижение должности или зарплаты.
- Снятие с должности.
- Отстранение от преподавания на определенный срок или навсегда.
Уголовная ответственность
Кроме того, принятие взятки может стать основанием для возбуждения уголовного дела в отношении учителя. В зависимости от конкретного случая, учителю может быть применена одна из следующих уголовных статей:
- Статья 290 Уголовного кодекса РФ — «Получение взятки».
- Статья 291 Уголовного кодекса РФ — «Дача взятки».
- Статья 292 Уголовного кодекса РФ — «Медиация при получении взятки».
Что считается взяткой?
Требование денег может быть замаскировано. Преподаватель может заявить, что это официальная плата. Либо сказать, что сдача долгов будет только платной и т.п.
Если студент обучается на бюджете — он не платит за свое обучение. Если студент обучается на платной основе — стоимость его обучения определена в договоре. ВУЗ или колледж может предоставлять платные услуги, но только согласно перечню платных услуг с указанием их стоимости. Платных услуг, которые не внесены в перечень официально, быть не может. При этом оплата вносится на расчетный счет, либо в кассу и студент получает квитанцию об оплате услуг.
Если кто-то просит наличные и не дает квитанцию об оплате услуги — это взятка.
Меры ответственности за взятку
Преподавателю за получение взятки может назначаться одно из следующих наказаний (ст. 290 УК):
- штраф в сумме до 1 млн. рублей или заработной платы за 2 года работы или в 10-50-кратном размере взятки;
- исправительные работы на срок 1-2 года;
- принудительный труд до 5-ти лет;
- лишение свободы до 3-х лет со штрафом в размере от 10-20- кратной величины полученной взятки.
Во всех случаях уголовная ответственность включает лишение права работать преподавателем на срок до 3 лет.
Преподавателя, уличенного во взятке, ожидает увольнение по статье 81 Трудового кодекса.
Студенту или родителям за дачу взятки может назначаться одно из следующих наказаний (ст. 291 УК):
- штраф в сумме до 500 тыс. рублей или заработной платы за 1 год работы или в 5-30-кратном размере взятки;
- исправительные работы на срок до 2 лет;
- принудительный труд до 3-х лет;
- лишение свободы до 2-х лет со штрафом в размере от 5-10- кратной величины полученной взятки.
Штраф или ограничение свободы грозит за взяточничество
Очень важно для правильной квалификации взяточничества и назначения наказания точно устанавливать размер переданной взятки в денежном выражении. В последние несколько лет размер наказания за такие преступления стал заметно больше.
Например, ответственность за преступное деяние, квалифицируемое по ст.290 УК России в 2016 году существенно возросла. По новым поправкам, набравшим силу в этом году ответственность в виде выплаты штрафа стало возможным назначать или кратно сумме полученной взятки, или в виде фиксированной суммы в размере 5 млн. руб.
Согласно правовым нормам ст.290 УК России предусматриваются следующие виды ответственности:
- В части 1-ой – принудительная изоляция не более чем на 3 года; исправительный труд не более чем 2 года; выплата штрафных санкций от 10-ти до 50-ти кратного размера стоимости ценностей, принятых взяточником или выплата фиксированной суммы в 1 млн. руб.
- В части 2-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, квалифицируемые как в значительном размере (от 25 до 150 тыс.руб.) – принудительная изоляция не более чем 6 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы в 200 тыс. руб.
- В части 3-ей за получение ценностей и противоправные действия – принудительная изоляция в пределах 3-8 лет; выплата штрафных санкций от 40 до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб.
- В части 4-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, занимающим пост в госорганах федерального, регионального, муниципального уровня – принудительная изоляция не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости принятых взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 1 млн. руб. до 3 млн. руб.
- В части 5-ой за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей и получение их, квалифицируемой, как в крупном размере (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 7 лет до 12 лет; выплата фиксированного штрафа в пределах от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.; выплата штрафа в размере от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- В части 6-ой за получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой как особо крупная (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 8–15 лет; выплата штрафных санкций от 80-ти до 100 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей либо фиксированного штрафа в размере от 3 млн. руб. до 5 млн. руб.
Из приведенной выше информации можно увидеть, что должностное лицо, получившее взятку, квалифицируемую как взятка в особо крупных размерах, может согласно части 6 отделаться штрафом, хотя и очень большим. Однако последние тенденции в судебных разбирательствах, касающихся взяточничества показывают, что судебным приговором очень часто становится лишение свободы, к которому дополнительно назначается запрет на занимание госдолжностей (в некоторых случаях на срок до 15 лет) и выплата штрафа.
Норма, позволяющая назначать суммы, кратные полученной взятке, предоставляет возможность судье требовать уплаты штрафных санкций в очень больших суммах. Если они выплачиваются в назначенные сроки, то моментально инициируется замена штрафа, лишением свободы.
Считаются ли цветы взяткой преподавателю?
Цветы могут считаться дорогостоящим подарком, если их цена превышает 3000 рублей. Однако никто не станет заводить дело на то, что преподавателю подарили цветы на День знания суммой в 6000 рублей.
Дело в том, что цветы нельзя перепродать или вернуть. Они имеют срок годности, поэтому их ценность понижается с каждым днем. К тому же никто из преподавателей не подумает использовать свои должностные полномочия за букет цветов или коробку конфет.
Но прежде чем подарить своему научному руководителю самый дорогой и красивый букет, спросите у него разрешения. Встречаются преподаватели и учителя, которые сразу же отказываются брать шикарные цветы даром. Они оставляют их у студента в руках, либо заставляют отнести на кафедру и подарить всем преподавателям.
Таким образом, антикоррупционная программа в нашей стране работает. Люди, которые наделены должностными полномочиями, начинают лучше ощущать правовую ответственность.
Преподаватель просит взятку — что делать?
Давать взятку преподавателю — это опасно и грозит действительно серьезными последствиями.
Как бы с ними ни боролись — преподаватели взяточники остаются суровой реальностью. Студенты смиренно несут деньги, думая, что это сделает их жизнь проще, потому что так сложилось, и часто до конца не понимают что это собственно взятка и какими могут быть последствия для них самих.
Академическая задолженность, которую студент ВУЗа или колледжа не смог ликвидировать в установленном порядке, может стать основанием для отчисления. Сам по себе этот факт отбивает у многих желание спорить. Чем более безропотно студенты платят, тем более бессовестно преподаватели берут.
- За взятку привлекают к уголовной ответственности не только того кто берет, но и того, кто дает
- Если взятка была дана под угрозой отчисления — студент может быть освобожден от уголовной ответственности
- Если о взятке станет известно — студент будет отчислен. Взятка — это основание для отчисления
- Лицо, которое после дачи взятки сообщило об этом факте в правоохранительные органы может быть освобождено от ответственности
Причины, побуждающие давать взятку учителю
Существует несколько причин, по которым ваши оценки или требующаяся вам рекомендация могут стать причиной неприятных последствий и побуждающей вас давать взятку учителю.
Одна из причин — возможность повысить свои оценки или получить рекомендацию, которая поможет вам в будущем. В некоторых случаях учителя намекают на возможность правильно вести их уроки и даже убедить вас дать им взятку для повышения ваших оценок или получения рекомендаций, которые могут быть важными в вашей карьере.
Другой причиной может быть то, что некоторые преподаватели берут деньги за дачу пройти экзамен или сдать работу без участия в ней. Возможность избежать тяжелой работы и получить хорошие оценки становится мотивацией для дачи взятки учителю.
Кроме того, отсутствие ответственности и осуждение взяточничества также подталкивает некоторых студентов к даче взятки преподавателю. В некоторых случаях это может быть связано с тем, что студенты видят, как другие студенты безнаказанно давали взятки и достигали успеха в учебе.
Возможность избежать конфликтных ситуаций с преподавателем или защитить свои интересы также может стать причиной для дачи взятки. Если студент вступает в конфликт с учителем или требует объективной оценки своей работы, то вероятность получить негативные последствия для себя может побудить его к предложению взятки преподавателю.
Как видно из примеров, причины, побуждающие давать взятку учителю, могут быть разными. Важно помнить, что давать взятку противозаконно и социально неприемлемо. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо заранее обеспечить свою успеваемость, а в случае возникновения проблем обратиться за помощью к родителям или администрации учебного заведения.
Преподавательские взятки в вузе: эффективные стратегии борьбы
Повышение качества образования в вузах и укрепление принципов честности и неприкосновенности академических стандартов является одной из главных задач современной образовательной системы. Преподавательские взятки нарушают эти принципы и негативно влияют на образовательный процесс. Чтобы эффективно бороться с этим явлением, необходимо использовать специальные стратегии.
1. Прозрачность и открытость
Один из ключевых способов борьбы с преподавательскими взятками — это создание прозрачной и открытой среды в вузе. Администрация вуза должна проводить информационные кампании о вреде и неприемлемости такой практики, а также о доступности механизмов обращения в случае подобных ситуаций. Студенты и преподаватели должны знать о наличии внутренней комиссии по этике и дисциплине, куда можно обращаться с жалобами на преподавателей.
2. Обучение этике и профессионализму
Важным аспектом предотвращения преподавательских взяток является обучение студентов этике и профессионализму. В ходе образовательных программ следует включить отдельные модули или курсы, посвященные этике академической среды, а также изучению этических стандартов профессии преподавателя.
3. Контроль и наказание
Для эффективной борьбы с преподавательскими взятками необходимо установить контроль и наказание за такое поведение. Вузы должны принять строгие правила и политику нулевой терпимости к преподавательским взяткам. Внутренняя комиссия по этике и дисциплине должна активно расследовать подобные случаи и применять соответствующие меры дисциплинарной ответственности в отношении вовлеченных лиц.
4. Создание системы поощрений
Для стимулирования честного поведения и отказа от преподавательских взяток необходимо создать систему поощрений для преподавателей и студентов. Например, можно ввести награды за активное противодействие продаже и покупке оценок, проведение образовательных мероприятий по этике и профессионализму или за выдающиеся результаты в учебе без использования недопустимых практик.
5. Сотрудничество с правоохранительными органами
Важным шагом в борьбе с преподавательскими взятками является сотрудничество вузов с правоохранительными органами. В случае выявления фактов коррупционной деятельности, необходимо обращаться в соответствующие органы, чтобы провести полное расследование и привлечь виновных к уголовной ответственности.
Важность этических норм и кодексов
В контексте борьбы с дачей взятки преподавателю вуза, важно понимать и придерживаться этических норм и кодексов. Эти принципы и руководства служат основой для справедливого и этичного поведения в образовательной среде.
Этические нормы представляют собой установленные правила и стандарты, которые определяют правильное поведение и обязанности преподавателей и студентов. Они помогают установить доверительные отношения между участниками образовательного процесса и обеспечить справедливую оценку учебных достижений.
Кодексы профессиональной этики представляют собой конкретные нормы поведения и ответственности для преподавателей. Эти документы могут включать такие принципы, как честность, объективность, конфиденциальность, профессиональное развитие и неприемлемость принятия взяток.
Зачем нужно давать взятки?
Вопрос о даче взяток преподавателям является сложным и спорным. Однако, некоторые люди прибегают к этой практике по разным причинам:
- Получение выгоды: Передавая взятку преподавателю, студенты надеются получить лучшие оценки, дополнительные привилегии или попадание на лучшие курсы. Их мотивацией является стремление обеспечить себе лучшие условия обучения и повысить свои шансы на успех.
- Избежание проблем: В некоторых случаях студенты считают, что дача взятки является решением проблемы или способом избежать негативных последствий. Например, они могут опасаться, что отказ от взятки повлечет за собой неприязнь или низкую оценку, которая может повлиять на их дальнейшее обучение или карьеру.
- Сохранение отношений: Некоторые студенты, особенно те, которые имеют близкие связи со своими преподавателями, могут предлагать взятку в качестве жеста признательности или с целью поддержания хороших отношений с ними. Они могут считать, что это демонстрация уважения и благодарности.
Важно отметить, что дача взяток незаконна и нарушает этические принципы. Она создает предпосылки для коррупции и искажает систему образования. Более того, преподаватели, которые принимают взятки, часто лишают студентов возможности развиваться и основанно оцениваться. Поэтому, вместо того, чтобы давать взятки, студентам рекомендуется искать другие способы взаимодействия и коммуникации с преподавателями, которые основаны на уважении, открытости и честности.
Как определить сумму взятки
Определение суммы взятки очень важно, чтобы не переплатить и не вызвать подозрений у преподавателя. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам определить правильную сумму:
- Узнайте, какая сумма взятки обычно принимается преподавателем. Для этого вы можете поинтересоваться у других студентов, которые уже были в подобной ситуации. Имейте в виду, что сумма может зависеть от предмета, преподавателя и университета.
- Оцените важность предмета. Если предмет является ключевым для вашей карьеры или влияет на вашу итоговую оценку, возможно, стоит рассмотреть более щедрую сумму взятки.
- Прикиньте, сколько будет стоить услуга преподавателя без взятки. Если известно, что преподаватель предоставляет платные дополнительные занятия или консультации, можно ориентироваться на эти цены.
- Будьте готовы к торгу. В некоторых случаях можно попытаться снизить сумму, предложив немного меньшую сумму взятки. Однако будьте осторожны, чтобы не обидеть преподавателя или не вызвать подозрений.