Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минфин разрешил принимать посадочные талоны без штампа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Расходы на покупку авиабилета для целей налогообложения прибыли подтверждаются, в частности, посадочным талоном. При этом на талоне должен стоять штамп о досмотре. Если такого штампа нет, то факт перелета можно засвидетельствовать иным способом. Подробности — в письме Минфина России от 28.02.19 № 03-03-05/12957.
Принимать расходы на перелет посадочным талоном без штампа о досмотре нельзя.
Посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Например, данным реквизитом может являться штамп о досмотре.
При отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом.
В случае невозможности получения штампа о досмотре на посадочном талоне организация может представить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию.
В ситуации, когда ни один из указанных выше документов не может быть представлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов.
Организация вправе обосновать потребление услуги перевозки любыми документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных билетов (Письмо Минфина России от 26.07.2018 N 03-03-06/1/52555).
Разъяснения по вопросу подтверждения для целей налогообложения прибыли организаций расходов на приобретение проездных документов в электронном виде при направлении работника в командировку содержатся в Письмах Минфина России от 30.04.2019 N 03-03-06/1/32040, N 03-03-06/1/32043, N 03-03-06/1/32045, N 03-03-06/1/32039, N 03-03-06/1/32044, N 03-03-06/1/32150, от 28.02.2019 N 03-03-05/12957, от 17.12.2018 N 03-03-07/91528, от 06.10.2017 N 03-03-06/1/65429 и заключаются в следующем.
Согласно п. 2 Приказа Минтранса России N 134 маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.
На основании п. 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 при регистрации пассажира в аэропорту или в пункте регистрации, расположенном за пределами аэропорта, пассажиру выдается посадочный талон. При регистрации пассажира в электронной форме пассажиру по его выбору перевозчиком предоставляется право:
Посадочный талон содержит инициалы и фамилию пассажира, номер рейса, дату отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.
Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.
При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Например, данным реквизитом может являться штамп о досмотре.
В Письме ФНС России от 11.04.2019 N СД-3-3/3409@ разъясняется, что при отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом.
В случае невозможности получения штампа о досмотре на посадочном талоне организация может представить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию.
В ситуации, когда ни один из указанных выше документов не может быть представлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов.
Командированный работник представил посадочный талон на смартфоне: как подтвердить в учете
Директор летал на самолете в командировку. Командировка была на территории России. У директора имеются маршрут-квитанция электронного авиабилета и электронный посадочный талон (в телефоне). Какими документами можно подтвердить стоимость перелета?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии посадочного талона в бумажном виде рекомендуем организации запросить у авиаперевозчика (или его представителя) справку, подтверждающую использование директором услуги воздушного транспорта, т.е. факт авиаперелета.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
На основании п. 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.
С 25 февраля 2019 года в указанные правила были внесены изменения, предусматривающие возможность оформления электронных посадочных талонов. Авиакомпании будут оформлять их в виде штрихкода, а пассажир может по своему выбору:
1) распечатать такой талон самостоятельно и предъявить при досмотре;
2) получить его на бумажном носителе в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта;
3) использовать посадочный талон, оформленный в электронном виде, предъявив для сканирования при досмотре штрихкод на экране своего смартфона или планшета.
Если посадочный талон оформлен в электронном виде, информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра (п. 77 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104).
По мнению финансовых органов, может быть предусмотрен вариант, при котором посадочные талоны на бумажном носителе могут и не предоставляться. Но в таком случае следует установить, какими документами будет подтверждаться факт перелета подотчетным лицом (письма Минфина России от 28.02.2019 N 03-03-05/12957, от 18.12.2017 N 03-03-РЗ/84409, от 18.06.2018 N 03-03-07/41457).
Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), документальным подтверждением указанных расходов являются маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон. При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре. При отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом (письмо Минфина России от 06.06.2017 N 03-03-06/1/35214).
Если получить штамп о досмотре нельзя, то, по мнению финансового ведомства, организация может предоставить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию. В ситуации, когда ни один из указанных выше документов не может быть предоставлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов (письма Минфина России от 30.04.2019 N 03-03-06/1/32039, от 09.10.2017 N 03-03-06/1/65743). Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 11.04.2019 N СД-3-3/3409@.
Судебная практика ранее подтверждала необходимость посадочного талона или справки, выданной авиаперевозчиком.
В случае, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то документальным подтверждением указанных расходов являются маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон. При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт перелета подотчетного лица по указанному в электронном билете маршруту. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре. С учетом того, что посадочный талон выдается авиаперевозчиком, в случае его утери в качестве документа, подтверждающего расходы по совершению авиаперелета, может быть принята справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем. Следовательно, посадочный талон является документом, который подтверждает фактическое оказание услуги авиаперевозчиком. Заменить талон в случае его потери может справка, выданная авиаперевозчиком. При этом сама по себе маршрут-квитанция электронного билета при отсутствии посадочного талона не может являться надлежащим доказательством подтверждения авиаперелета и фактического оказания услуг (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2018 N Ф02-4936/18 по делу N А78-10808/2016, Восьмого ААС от 21.08.2019 N 08АП-8995/19).
Учитывая, что информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра, рекомендуем организации запросить у авиаперевозчика (или его представителя) справку, подтверждающую использование директором услуги воздушного транспорта, т.е. факт авиаперелета.
Вместе с тем конкретный порядок предоставления документов, подтверждающих факт приобретения авиабилетов и факт перелета, следует закрепить в учетной политике организации.
К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Рекомендуем также знакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Подтверждение расходов подотчетных лиц при приобретении электронных билетов (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Расходы на проезд в командировках в целях налогообложения прибыли;
— Вопрос: Правда ли, что сейчас посадка на самолет по электронному посадочному талону может контролироваться через электронную базу досмотра? Если да, то как командированному работнику подтвердить прохождение досмотра, ведь штамп о досмотре на посадочном талоне является обязательным условием для признания в целях налогообложения прибыли расходов на перелет? (журнал «ЭЖ Вопрос-Ответ», N 7, июль 2019 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Проезд по городу во время командировки
Командированный приехал в место назначения. Каждый день от гостиницы ему нужно добираться до места проведения работ. Возместит ли работодатель стоимость поездок и какой именно транспорт может использовать сотрудник? Давайте разберёмся.
Трудовой кодекс или Положение о служебных командировках напрямую не обязывают компанию оплачивать сотруднику поездки на городском транспорте во время командировки. Однако организация вправе прописать соответствующий пункт во внутреннем документе — регламенте о командировках или коллективном договоре. Это следует из письма Федеральной налоговой службы России.
Если говорить про такси во время командировки, то, например, поездку от аэропорта к отелю и обратно можно зачесть как «проезд к месту командировки». Но эти расходы должны быть обоснованы и сопровождены соответствующими документами.
Что касается дороги от гостиницы к месту выполнения служебного поручения, то любая организация предпочтёт, чтобы сотрудник (если, конечно, это не топ-менеджер) ездил на общественном транспорте. Другой вопрос, если в населённом пункте с транспортом туго или рядом нет остановок. Этот вопрос решается на усмотрение работодателя.
Если речь идет о топ-менеджменте, то компания может разрешить сотрудникам с определённым статусом использовать такси, заранее прописав это локальном нормативном акте — регламенте о командировках.
Чем подтвердить расходы
Оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной системой маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.
При этом посадочный талон, в том числе электронный, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре.
При отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом.
В случае невозможности получения штампа о досмотре на посадочном талоне организация может предоставить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию.
В ситуации, когда ни один из указанных выше документов не может быть предоставлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов.
Такие разъяснения дает Минфин в письме № 03-03-06/1/32039 от 30.04.2019.
Если подотчетник предоставил квитанцию и посадочный талон со штампом, то подтверждение расходов на приобретение авиабилета дополнительными документами, например, выпиской удостоверяющей оплату банковской картой, не требуется.
О том, что делать, если возвратившийся из командировки работник потерял документы, расскажут на семинаре 24 сентября.
Минфин разрешил принимать посадочные талоны без штампа
Командировки / 15:25 7 апреля 2017
Как учитываются командировочные расходы
Командировки / 12:05 3 ноября 2017
Выходной день, в который работник возвращается из командировки, подлежит двойной оплате
Командировки / 11:20 23 июля 2018
Чем подтвердить расходы на проезд в командировку
Командировки / 10:45 25 сентября 2019
В какой срок работодатель должен выплатить средний заработок за время командировки
Если у работника нет ни посадочного талона со штампом о досмотре, ни справки от авиакомпании, он может представить в бухгалтерию и другие документы, которые так или иначе подтверждают факт авиаперелета. Об этом говорится в комментируемом письме.
Действительно, согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ для целей налогообложения прибыли затраты могут иметь и косвенное документальное подтверждение. В том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором. Возможность учета расходов на приобретение электронного авиабилета в случае, если они имеют косвенное подтверждение, Минфин подтверждал и ранее (см., например, письма Минфина России от 02.04.2014 № 03-03-РЗ/14597, от 07.09.2007 № 03-03-06/1/649О).
Вместе с тем были и не такие “лояльные” выводы. Так, при отсутствии посадочного талона или справки, подтверждающей, что работник воспользовался приобретенным для него авиабилетом, командировочные расходы на проезд не будут учитываться для целей налогообложения прибыли. В такой ситуации они не соответствуют положениям статьи 252 НК РФ в части необходимости надлежащего документального подтверждения произведенных расходов (см. письмо Минфина России от 18.05.2015 № 03-03-06/2/28296).
Поэтому, на наш взгляд, чтобы снизить риск претензий со стороны инспекции, все-таки при отсутствии посадочного талона или отдельных реквизитов в нем безопаснее подтверждать расходы на перелет справкой, выданной авиаперевозчиком или его представителем.
Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин
Электронная версия журнала Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков. |
Для подтверждения командировочных расходов посадочный талон не обязателен
При каждом способе доставки обязательно сохраните свой мобильный посадочный талон на свой телефон для легкого доступа во время путешествия. К сожалению, не так. В настоящее время несколько пассажирских оговорок не имеют права на передвижные посадочные талоны на мобильном устройстве. Просмотр и печать посадочных талонов на настольном компьютере или в аэропорту с использованием киоска самообслуживания.
При отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом.
Сегодня в мире международных пассажирских авиаперевозок используются исключительно электронные авиабилеты, бумажные записи остались в прошлом. Термин «электронный билет» на английском звучит — e-ticket , и был придуман еще в конце 20-ого века. Но на полностью электронный документооборот авиакомпании перешли лишь 7 лет назад, по решению IATA. Электронные авиабилеты – это запись в электронной БД авиакомпаний. Пассажир получает письмо со сведениями о своем полете, и идентификационным номером авиабилета, по которому данный билет может быть найден в БД.
Оттуда следуйте инструкциям, чтобы коснуться и удерживать изображение, сохранив передвижной посадочный талон в вашей фотогалерее. Да, печатные посадочные талоны все еще доступны, если вы предпочитаете не использовать мобильный посадочный талон. Вы можете распечатать свой посадочный талон онлайн на сайте или в аэропорту, используя киоск самообслуживания в день отъезда, до запланированного времени вылета рейса.
Да, ваш мобильный посадочный талон можно использовать для прохождения через контрольно-пропускной пункт на борт вашего рейса. Чтобы сесть на рейс, отсканируйте свой мобильный посадочный талон, удерживая устройство за проход, обращенный к сканеру. Сканер расположен на подиуме по посадке на борт. После того, как ваш проход будет правильно проверен, вам будет разрешено продолжить движение по струе.
Многих путает бумажная версия билета, которую выдают в аэропорту. Некоторых путают распечатанные авиабилеты. И то и другое действительно является бумажной версией и связано с авиабилетами, но в первом случае – это посадочный талон, а во втором – это лишь распечатанный электронный авиабилет или же маршрутная квитанция. Ранее существовали бумажные билеты на самолет, записанные в бумажную БД – но такое в наши дни уже не практикуется. Вот короткое видео, которое расскажет вам, что такое электронный авиабилет:
Обратите внимание, что для удобства чтения вам может потребоваться скрасить настройки экрана на вашем телефоне. Если вы решите использовать передвижной посадочный талон и купили «Деловой выбор тарифа», на мобильном посадочном талоне будет указано ваше соответствие купон на ваш купон. Чтобы получить бесплатный премиальный напиток во время вашего полета, просто покажите часть купона на вынос вашего мобильного посадочного талона бортпроводнику для проверки.
Обязательно сохраните копию своего мобильного посадочного талона на мобильном устройстве до взлета, чтобы вы могли легко получить его во время полета. Нажмите кнопку информации в правом нижнем углу, чтобы просмотреть заднюю часть вашего прохода. Пожалуйста, используйте наше мобильное приложение, веб-сайт и мониторы в аэропорту для получения самой последней информации о рейсах и воротах. Юго-запад выдает индивидуальные посадочные талоны на каждый рейс. Если вы сменили самолеты, вы получите посадочный талон на каждый этап поездки.
Авиабилеты для командируемых работников приобретаются ЗАО и оплачиваются в безналичном порядке. Авиабилеты оформляются по форме электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации, утвержденной Приказом Минтранса России от 08.11.2006 N 134.
Пункт 2 указанного выше Приказа устанавливает, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности.
По окончании срока командировки работники в обязательном порядке сдают авансовые отчеты с приложением первичных документов, подтверждающих расходы работников. Также в качестве подтверждения факта командировки к авансовому отчету прикладываются распечатки электронных билетов, командировочные удостоверения (для командировок на территории РФ и стран, в которых пограничными органами не делаются отметки о пересечении границы), копии загранпаспортов с отметками о пересечении границы (для командировок за границу) и другие документы.
По мнению ЗАО, отсутствие у работника посадочного талона не может послужить причиной для исключения расходов на проезд из состава затрат, уменьшающих прибыль организации, поскольку маршрут/квитанция содержит все реквизиты, идентифицирующие проезд работника (Ф.И.О. пассажира, маршрут, стоимость билета, дату перелета).
Факт перелета косвенно подтверждается другими документами, удостоверяющими факт пребывания работника в командировке (приказом о направлении работника в командировку, командировочным удостоверением, копией загранпаспорта, счетом гостиницы и т.д.).
Позиция ЗАО основана на п. 1 ст. 252 НК РФ: «Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором)».
Вправе ли ЗАО учесть для целей исчисления налога на прибыль расходы на приобретение авиабилетов для командированных работников при отсутствии посадочного талона при условии подтверждения факта командирования другими оправдательными документами?
Порядок действий при утере посадочного талона
Сотрудник должен подать авансовый отчет с посадочным талоном не позднее чем через три дня после прибытия (для удаленного работника – не позднее 15 дней). Иногда талон теряется, приходит в негодность, случайно выбрасывается, либо же информация становится нечитабельной. Возникает вопрос, что делать, если потерял посадочный талон?
В этом случае, сотрудник должен лично обратиться в службу поддержки авиакомпании, которой совершался перелет. Специалисты выдадут соответствующую справку со штампом, в которой будут продублированы данные талона и билета. Данная услуга является платной, и работодатель сам решает, кто будет ее оплачивать (чаще всего, работник, так как именно он виновен в потере документа).
Сервисные услуги, предоставляемые в вагонах повышенной комфортности и включенные в стоимость проезда
Сегодня уже не редкость предоставление перевозчиками дополнительных сервисных услуг, стоимость которых включается в оплату проездных билетов. Особенно эта практика распространена на железнодорожном транспорте и удобна для командированных работников.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании п. 33 которых в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, пассажиру предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. Согласно данной норме порядок предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, устанавливается Минтрансом, а состав комплекса услуг определяется перевозчиком.
В силу п. 3 Порядка предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.07.2007 N 89, при приобретении проездного документа (билета) пассажиром оплачивается стоимость проезда, в состав которой включается стоимость услуг, оказываемых в вагонах повышенной комфортности. В связи с вышесказанным возникает вопрос о том, можно ли учесть для целей налогообложения прибыли стоимость дополнительных сервисных услуг, включенных в цену проездного документа.
Перевозчики для проезда в вагонах повышенной комфортности в стоимость железнодорожных билетов включают стоимость дополнительных сервисных услуг: набора питания, предметов первой необходимости и гигиены, включая постельные принадлежности, печатную продукцию.
Поскольку стоимость дополнительных сервисных услуг формирует единую стоимость услуги по проезду по железной дороге, по мнению финансистов, для целей налогообложения прибыли стоимость железнодорожного билета может быть учтена полностью, включая стоимость дополнительных сервисных услуг (Письма Минфина России от 10.06.2016 N 03-03-06/1/34149, от 16.06.2017 N 03-03-РЗ/37488).
Отметим, что если организация является плательщиком НДС, то сумма налога, предъявленная в отношении дополнительных сборов и сервисных услуг, в случае если стоимость этих сборов и услуг сформирована с учетом стоимости услуг по предоставлению питания, вычету не подлежит. Это связано с тем, что в соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки (расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения), принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль, но при этом вычеты сумм НДС, предъявленные в отношении услуг по предоставлению питания, данным пунктом не предусмотрены.
Суммы оплаты работодателем командированным сотрудникам стоимости проезда в вагонах повышенной комфортности с включенной в нее стоимостью сервисных услуг, предоставляемых в таких вагонах, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.
Если у работника нет ни посадочного талона со штампом о досмотре, ни справки от авиакомпании, он может представить в бухгалтерию и другие документы, которые так или иначе подтверждают факт авиаперелета. Об этом говорится в комментируемом письме.
Действительно, согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ для целей налогообложения прибыли затраты могут иметь и косвенное документальное подтверждение. В том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором. Возможность учета расходов на приобретение электронного авиабилета в случае, если они имеют косвенное подтверждение, Минфин подтверждал и ранее (см., например, письма Минфина России от 02.04.2014 № 03-03-РЗ/14597, от 07.09.2007 № 03-03-06/1/649О).
Вместе с тем были и не такие “лояльные” выводы. Так, при отсутствии посадочного талона или справки, подтверждающей, что работник воспользовался приобретенным для него авиабилетом, командировочные расходы на проезд не будут учитываться для целей налогообложения прибыли. В такой ситуации они не соответствуют положениям статьи 252 НК РФ в части необходимости надлежащего документального подтверждения произведенных расходов (см. письмо Минфина России от 18.05.2015 № 03-03-06/2/28296).
Поэтому, на наш взгляд, чтобы снизить риск претензий со стороны инспекции, все-таки при отсутствии посадочного талона или отдельных реквизитов в нем безопаснее подтверждать расходы на перелет справкой, выданной авиаперевозчиком или его представителем.
Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Как учесть электронный билет в авансовом отчете
Электронные билеты могут быть оформлены и на иностранном языке. Согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина от 29.07.2021г. №34н) такие первичные документы должны иметь построчный перевод на русский язык. Значит ли это, что в этом случае можно учесть электронные билеты, только если переводить абсолютно все? Вовсе нет.
Рекомендуем прочесть: Розничная торговля на осно как вести
Для получения вычета билет нужно зарегистрировать в книге покупок на дату утверждения авансового отчета. В графе дата и номер счета-фактуры записывается номер билета и дата его оформления. Эта дата может относиться и к прошлому налоговому периоду.
Распечатка при помощи терминала
Автоматические устройства для самостоятельной печати талонов на посадку значительно уменьшают затраты времени на регистрацию и посадку на самолет. Особенно быстро проходят эти процедуры для пассажиров без багажа или с минимальным его количеством. Терминалы авиа, «Россия» и «Трансаэро», где можно распечатать документы на посадку в аэропорту Внуково, Домодедово, Шереметьево. Там есть места, в которых пассажиры могут сдать багаж за 24 часа до вылета и вернуться в город, если нужно.
Получить бумажную версию талона на посадку в терминале могут бесплатно все зарегистрировавшиеся на рейс пассажиры онлайн. Сделать это могут лица, вылетающие по билету всех классов, в том числе льготных.
Что делать если потерял посадочный талон
Серьезные переживания наблюдаются у пассажиров, которые обнаружили перед самой посадкой на рейс отсутствие посадочного талона, утраченного по определенным обстоятельствам.
Как действовать в такой ситуации:
- не паниковать, постараться успокоиться, что позволит найти правильное решение создавшейся проблемы;
- вернуться к стойке регистрации и рассказать о возникших сложностях задействованному специалисту;
- сотрудник компании быстро оформит дубликат на аналогичном бланке по предъявлению вашего паспорта.
Восстановить потерянный посадочный талон и не опоздать на рейс могут пассажиры, обратившиеся с данной проблемой к сотруднику регистрационной стойки не позднее, чем за 15 минут до вылета. Предлагаем также ознакомиться – как получить посадочный талон во Внуково, Шереметьево, Домодедово.
Если пропажа обнаружилась в самый последний момент, пассажир не сможет улететь на самолете согласно купленным билетам. Авиакомпания может предложить перелет на следующем рейсе аналогичного направления, правда билеты на самолет пассажиру придется вновь покупать за свои деньги. За неиспользованный авиабилет перевозчик может возместить компенсацию, но не в полной сумме.
В некоторых случаях пассажиру идут на встречу и задерживают вылет самолета на несколько минут до момента оформления повторного посадочного талона на рейс. Такие задержки возможны только на прямых регулярных рейсах и только на усмотрение компании-перевозчика.