Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какое должно быть расстояние между фонарными столбами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существуют определенные нормы и стандарты освещенности, которые обязательны для правильного подбора оборудования. В России конкретно таким документом является СНИП 23-05-95. Он постоянно пополняется и обновляется согласно современным требованиям. Самый свежий свод правил датируется 2011 годом. Он определяет следующие параметры.
Объекты |
Средний параметр Еср, лк не менее |
Распределение света Емин / Еср не менее |
Класс |
Расположение в городе |
Пропускная способность |
Федеральные автомагистрали и основные дороги города |
30 |
0,35 |
А1 |
За пределами центра |
более 10 000 ед/ч |
Иные основные улицы |
20 |
0,35 |
А2 |
За пределами центра |
7 000 — 9 000 ед/ч |
Центральные улицы, выходящие на магистрали |
20 |
0,35 |
А3 |
В центре |
4 000 — 7 000 ед/ч |
Основные исторически обоснованные проезды |
20 |
0,35 |
А4 |
В центре |
3 000 — 5 000 ед/ч |
Главные дороги и улицы районного значения |
20 |
0,35 |
Б1 |
За пределами центра |
3 000 — 5 000 ед/ч |
Основные трассы города районного значения |
15 |
0,35 |
Б2 |
В центре |
2 000 — 5 000 ед/ч |
Улицы с транспортным движением и пешеходные дорожки в пределах оживленных районов, исключая трассы с непрерывным движением |
15 |
0,25 |
В1 |
Жилые комплексы за пределами центра |
1 500 — 3 000 ед/ч |
Транспортные и пешеходные дороги в оживленных микрорайонах |
10 |
0,25 |
В2 |
Жилые комплексы в центре |
1 500 — 3 000 ед/ч |
Искусственное освещение автомобильных дорог, нормы и рекомендации
При подходе к организации процесса расстановки источников света стоит обращать внимание на основные элементы. К ним относится тип дорожного полотна, а также конкретный район расположения. Если это населенный пункт, работают одним правила, если это трасса – другие. Плотность населения также оказывает значение.
Систематика расстановок осветительных приборов имеет прямую зависимость от ширины трассы. Чем общая площадь рабочей поверхности больше, тем чаще должны располагаться опоры. Не последнее значение имеет предназначение конкретного проложенного пути. Автомагистраль нуждается в более высокой плотности светильников, чем проселочная дорога, что естественно. Ведь риск возникновения ДТП на них куда более серьезный. По этой же причине главным улицам, зонам с повышенным автомобильным трафиком уделяется более пристальное внимание.
Главные факторы в определении пролета между фонарными столбами
Основной фактор в определении по СНиПу расстояния между опорами освещения – формирование пересекающихся осветительных конусов. С учетом этого при расчете необходимо брать во внимание следующие параметры:
- требуемая освещенность в районе, где будет произведен монтаж (центр или окраина города, дача или деревня);
- мощность и тип источников света, а также их количество;
- вид устанавливаемых линз на светодиодных матрицах;
- высоту расположения источника освещения на опоре.
На схеме представлена большая часть данных, которые необходимы для определения шага опор освещения. В числе параметров:
- высота подвеса светодиодного светильника на опорах Н (м);
- шаг мачтовых опор вдоль дороги L (м);
- вылет середины светильника от края проезжей части l (м);
- ширина дорожного полотна W (м);
- угол наклона консоли со светильником α (°).
Но здесь важно не забывать про мощность используемых ламп. Даже если источник света будет установлен выше, расстояние между электрическими столбами в городе или другой местности можно не менять, а выбрать более мощные источники света, которые обеспечат нормативную освещенность дорожного полотна. Зависимость пролета от величины подвеса и мощности светильника наглядно представлена в таблице ниже.
Как определяют интервал между опорами освещения
Существует среднее значение пролета между фонарями, которое находится в пределах 35-45 м. Максимально этот параметр может достигать 65 м. При расчете обязательно принимают во внимание требования к средней горизонтальной освещенности дорожного покрытия. Она измеряется в люксах (лк) и определяется несколькими параметрами:
- загруженностью трассы – наибольшей интенсивностью движения в обоих направлениях;
- категорией объекта по освещению;
- типом автомобильной дороги.
Требования к средней горизонтальной освещенности автодороги отражены в пункте 4.1, таблице 1 ГОСТ Р 54305-2011. Для удобства данные приведены в виде таблицы.
Еще одно правило при расчете расстояния между столбами освещения на трассе или в городе – зависимость шага от высоты подвеса светильников. Оно не должно превышать следующих соотношений:
- 7:1 – при шахматном размещении;
- 5:1 – при осевом, прямоугольном и одностороннем расположении.
Пересечение и сближение ВЛ с автомобильными дорогами
2.5.256. Требования, приведенные в 2.5.256-2.5.263, распространяются на пересечения и сближения с автомобильными дорогами:
- общего пользования и подъездными к промпредприятиям (категорий IA, IБ, II-V по строительным нормам и правилам на автомобильные дороги);
- внутрихозяйственными в сельскохозяйственных предприятиях (категорий I-C — III-С по строительным нормам и правилам на внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях).
Пересечение и сближение ВЛ с федеральными дорогами общего пользования должны также соответствовать требованиям правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Угол пересечения с автомобильными дорогами не нормируется.
2.5.257. При пересечении автомобильных дорог категорий IA и IБ опоры ВЛ, ограничивающие пролет пересечения, должны быть анкерного типа нормальной конструкции.
На ВЛ с подвесными изоляторами и нерасщепленным проводом в фазе с площадью сечения алюминиевой части 120 мм2 и более натяжные гирлянды изоляторов для провода должны быть двухцепными с раздельным креплением каждой цепи к опоре.
Натяжные многоцепные гирлянды изоляторов для расщепленной фазы, состоящие из двух-пяти цепей, следует предусматривать с раздельным креплением каждой цепи к опоре.
Допускается в пролете пересечения дорог категорий IA и IБ, ограниченном анкерными опорами, установка промежуточных опор за пределами водопропускной канавы у подошвы дорожного полотна с учетом требований 2.5.262. Крепление проводов на этих опорах должно осуществляться поддерживающими двухцепными гирляндами изоляторов с глухими зажимами.
При пересечении автомобильных дорог категорий II-V, I-C — III-C опоры, ограничивающие пролет пересечения, могут быть анкерного типа облегченной конструкции или промежуточными.
На промежуточных опорах с поддерживающими гирляндами изоляторов провода должны быть подвешены в глухих зажимах, на опорах со штыревыми изоляторами должно применяться двойное крепление проводов на ВЛ и усиленное крепление на ВЛЗ.
При сооружении новых автомобильных дорог всех категорий и прохождении их под действующими ВЛ 500-750 кВ переустройство ВЛ не требуется, если выдерживаются наименьшие расстояния в соответствии с табл.2.5.35.
Таблица 2.5.35. Наименьшие расстояния при пересечении и сближении ВЛ с автомобильными дорогами.
Пересечение, сближение или параллельное следование |
Наименьшие расстояния, м, при напряжении ВЛ, кВ |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
До 20 |
35-110 |
150 |
220 |
330 |
500 |
750 |
|
Расстояние по вертикали: |
|||||||
а) от провода до покрытия проезжей части дорог всех категорий |
7 |
7 |
7,5 |
8 |
8,5 |
9,5 |
16 |
б) то же, при обрыве провода в смежном пролете |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
6 |
– |
– |
Расстояние по горизонтали: 1. При пересечении дорог всех категорий, за исключением III-C и V: |
|||||||
а) от основания или любой части опоры до бровки земляного полотна дороги |
Высота опоры |
||||||
б) в стесненных условиях от основания или любой части опоры до подошвы насыпи или до наружной бровки кювета дорог категорий IA, IБ и II |
5 |
5 |
5 |
5 |
10 |
10 |
15 |
в) то же, до дороги категорий III, IV, I-C, II-C |
2,0 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
5 |
5 |
15 |
2. При пересечении дороги категорий III-C и V: |
|||||||
а) от основания или любой части опоры до бровки земляного полотна дороги |
Высота опоры |
||||||
б) в стесненных условиях от основания или любой части опоры до подошвы насыпи, наружной бровки, выемки или боковой водоотводящей канавы |
1,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
5 |
5 |
15 |
3. При параллельном следовании с дорогами всех категорий: |
|||||||
а) от основания или любой части опоры до бровки земляного полотна дороги |
Высота опоры плюс 5 м |
||||||
б) от крайнего неотклоненного провода до бровки земляного полотна |
10 |
15 |
15 |
15 |
20* |
30* |
40* |
в) то же, в стесненных условиях |
2 |
4 |
5 |
6 |
8 |
10 |
15 |
* С учетом предельно допустимых уровней напряженности электрического поля.
2.5.258. Расстояния при пересечении и сближении ВЛ с автомобильными дорогами должны быть не менее приведенных в табл.2.5.35.
Во всех случаях сближения с криволинейными участками автодорог, проходящих по насыпям, минимальные расстояния от проводов ВЛ до бровки земляного полотна должны быть не менее расстояний по вертикали, указанных в табл.2.5.35.
Перед размещением опорных конструкций проводят следующие работы:
1. Обследуют дорогу. Определяют тип дорожного покрытия, составляют план улицы с указанием всех дорог, пешеходных переходов, пересечений, трамвайных путей, остановок общественного транспорта. Важно, чтобы в каждом месте, где может оказаться пешеход, была установлена опора. Только так удастся обеспечить достаточный уровень освещенности в темное время суток.
2. Определяют категорию улицы или дороги. Все зависит от назначения, возможной скорости движения транспорта, количества полос и других транспортных характеристик. Различают несколько категорий улиц и дорог: А1-А4 – магистральные и общегородские, Б1-Б2 – районные, В1-В3 – местные.
3. Подбирают нормируемую освещенность. Все зависит от вида дороги, которая подразделяется на городскую, сельскую улицы, участок под АЗС, стоянку, пешеходный переход, трамвайный путь, велодорожку.
4. Выбирают схему размещения светильников. Она может быть одно-, двухсторонней шахматной или прямоугольной, осевой, двухрядной по осям улицы или движения.
5. Рассчитывают яркость, освещенность и другие параметры. При составлении проектной документации учитывают регламентированные стандарты.
Главные факторы в определении пролета между фонарными столбами
Требования к освещенности дорог прописаны в ГОСТ Р 54305-2011 (пункт 4.1). Основным показателем, который влияет на определение расстояния и другие важные моменты является горизонтальная освещенность. А она зависит от категории объекта по освещению:
- Категория А – это автомобильные магистрали и крупные городские улицы. Значения зависят от интенсивности движения по дороге, если она свыше 3000 транспортных средств в час, то средний показатель горизонтальной освещенности должен быть не меньше 20 люксов на кв.м. При интенсивности от 1000 до 3000 норма такая же – 20 люксов, а если в час проезжает от 500 до 1000 машин, то ориентироваться нужно на показатель в 15 единиц.
- Категория Б – магистральные дороги районного значения и приравненные к ним объекты. Если интенсивность движения превышает 2000 в час, норма горизонтальной освещенности составляет 15 лк. Она используется и при среднем проезде от 1000 до 2000 транспортных средств. При загрузке до 1000 единиц транспорта до 1000 показатель должен составлять 10 люксов.
- Категория В – улицы и дороги местного значения в городах, самая многочисленная группа. Если плотность транспортного потока свыше 500 автомобилей, то норма составляет 6 лк. Для проезжих частей, на которых ездит до 500 авто в час или намного меньше достаточно горизонтальной освещенности в 4 люкса.
Разновидности и материал опор
Одна из основных характеристик осветительных столбов – материал, который используется при их изготовлении. Для производства этих устройств обычно применяются:
- Бетон — оптимальный вариант для городских условий.
- Дерево нередко можно увидеть в сельских и лесных районах. Существенным недостатком таких опор является неустойчивость к обледенениям и сильным ветрам. Столбы постоянно ломаются, а жители остаются без света. В последнее время деревянные конструкции стараются заменить изделиями из железобетона, стекловолокна или металла.
- Железобетон – очень распространен в больших городах.
- Стекловолокно считается композитным материалом. Его используют для установки осветительных систем в деревнях и маленьких городах.
- Металлические приспособления – производят как из простых, так и из оцинкованных металлов. Зачастую их размещают в условиях города.
Расстояние между фонарными столбами
Для начала нужно уточнить, что дистанция между двумя ближайшими столбами называется пролетом. Для контроля этих расстояний существуют определенные нормы и требования, которые указаны в СНиП и ГОСТ.
Выбрать, какое расстояние будет между опорами уличного освещения в городской черте, в деревенской местности или на частной территории иногда бывает затруднительно. Однако для каждого случая есть четкие пункты, прописанные в СНиП. Их реализация может также быть разной. При соблюдении правил, указанных в регламентирующей документации, дистанция между опорами освещения должна рассчитываться исходя из следующих параметров:
- необходимый уровень освещенности для определенной территории, где требуется установка фонарей. Для городской местности и деревни эти параметры будут существенно различаться;
- количество установленных светильников на столбе;
- мощность и тип осветительного прибора;
- высота установки фонарей на опорах;
- вид используемых в светильниках ламп, они могут быть светодиодными, накаливания, люминесцентными и т. д.
Опоры с двумя светильниками
Необходимо знать, что наиболее приемлемым расстоянием между столбами для освещения и линий электропередач является расстояние в 35 метров.
Освещение дорог класса А1 К дорогам класса А1 относятся самые высоконагруженные магистрали. Поэтому к решениям по их освещению применяются самые строгие требования. Для приведённых здесь решений используются светильники высокой мощности с широкими КСС и большая высота подвеса. Освещение дорог класса А2 Решения по освещению дорог класса А2 аналогичны решениям для дорог А1, но здесь используются светильники меньшей мощности и большее расстояние между опорами, что делает их менее дорогими. Освещение дорог класса А3 В данной статье — 3 решения по освещению дорог класса А3 — магистральных дорог и улиц общегородского значения, используемых всеми видами транспорта. Проекты выполнены на основе светильников Pandora LED, Фокус и Ферекс. Освещение дорог класса А4 Экономные решения для освещения четырёхполосных дорог со средними энергозатратами на уровне 2 КВт/ч в год на квадратный метр проезжей части. Расчёты выполнены с использованием светильников Pandora LED, LEDeffect и Ферекс. Освещение дорог класса Б1 Решения по освещению дорог класса Б1 на светильниках LEDeffect, ЛидерЛайт и Ферекс. Хороший пример того, что больше — совершенно не всегда значит лучше. Освещение дорог класса Б2 Три решения для освещения дорог класса Б2 для расстояния между мачтами освещения от 30 до 45 метров на основе светильников Pandora LED, Ферекс и Фокус. Освещение дорог класса В1 Самые малонагруженные из приведённых среди наших решений четырёхполосные дороги. Светильники малой мощности и большое расстояние между опорами освещения позволяют сделать такие решения экономически эффективными как на этапе строительства, так и дальше. Освещение дорог класса В2 Экономичные решения по освещению небольших городских улиц на основе светильников Pandora LED, Ферекс и Фокус с расстановкой опор освещения с одной стороны дороги. Освещение дорог класса В3 Экономичные решения по освещению маленьких городских улиц с расчётной мощностью около 1 киловатта на 1 километр дорожного полотна. На основе светильников LEDeffect, ЛидерЛайт, Ферекс.
Виды столбов и правила их установки
Для обеспечения достаточным уровнем света максимальной площади необходимо устанавливать светильники на определенную высоту. Для этого используются специальные опоры – столбы, которые изготавливаются из различных материалов:
Дерево. Для осветительных приборов используется древесина хвойных пород. Такие столбы недороги, имеют небольшой вес и просто устанавливаются. Кроме того, они достаточно безопасны в чрезвычайных обстоятельствах. К минусам относится их недолговечность, они требуют специальной обработки против гниения и не отличаются хорошим внешним видом.
- Бетон. Опоры имеют невысокую стоимость. Они просты в эксплуатации и достаточно долговечны. Минусы конструкций – грубый внешний вид и боязнь близости прохождения грунтовых вод.
- Железобетон. Столбы этого вида долговечны, не чувствительны к коррозии, недороги. Недостатки: высокая стоимость установки и обслуживания в процессе эксплуатации. Внешний вид такой же, как и у бетонных опор.
- Металл (сталь или алюминий). Такие опоры долговечны, прочны, устойчивы и достаточно декоративны. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и необходимость периодической окраски.
При установке столбов для осветительных приборов необходимо уделить должное внимание фундаменту. При газонной установке глубина должна составлять не менее 80 см
При прочих видах монтажа столбов погружение в землю необходимо производить на глубину 160 см.
К прочим требованиям относятся следующие нормы:
- расстояние между опорами — не менее 60 см;
- выстраивание столбов в один ряд;
- выстраивание в два ряда с прямоугольным или шахматным порядком.
Удаленность приборов от бордюра дороги зависит от интенсивности движения:
- дороги, по которым не ездит грузовой транспорт – 0,3 м;
- второстепенные дороги – 0,6 м;
- магистрали – 1 м.
Расстояние между фонарными столбами, опорами освещения
При установке фонарных столбов, осветительных опор в городе, вдоль дороги, расстояние между опоры наружного освещения города определяется исходя из количества осветительных фонарей установленных на опоре, их мощности и высоты установки светильника над дорогой. Расстояние между осветительными столбами железобетонными при установке фонарных столбов вдоль дорог определяется по этой же таблице. Расчет расстояния между опорами освещения выполнен на основании норм освещенности дорог. Данный расчет позволяет ответить на вопросы: “Сколько метров между фонарными столбами освещения?”, “Какое расстояние между фонарными столбами?”, “Какой пролет между столбами освещения?”. Отношение шага светильников к высоте их подвеса на улицах и дорогах всех категорий должно быть не более 5:1 при одностороннем, осевом и прямоугольном размещении светильников и не более 7:1 при шахматной схеме размещения. В таблице даны максимальные расстояния между опорами освещения с учетом требуемой освещенности дорожного полотна.
Количество и тип светильника,на одной опоре | Высотаустановкисветильника, метр | Расстояниемежду опорами освещения, м | Тип осветительной лампымощность, Вт | Установленнаямощность освещения на 1 км,кВт |
---|---|---|---|---|
4 Х ЖКУ 50-400-001 | 20 (ВМО20, ОГКС 20) | 65 | ДНаТ 400 | 30 |
1 Х ЖКУ 30-250-001 | 12 | 36 | ДНаТ 250 | 16,5 |
1 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 36 | ДНаТ 250 | 16,5 |
1 Х ЖКУ 50-250-001 | 12 | 36 | ДНаТ 250 | 16,5 |
2 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 31 | ДНаТ 250 | 19,5 |
2 Х ЖКУ 50-150-001 | 11,3 | 35 | ДНаТ 150 | 10 |
1 Х ЖКУ 30-250-001 | 12 | 39 | ДНаТ 250 | 15,5 |
1 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 33 | ДНаТ 250 | 18 |
1 Х ЖКУ 50-250-001 | 12 | 45 | ДНаТ 250 | 13,5 |
1 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 36 | ДНаТ 250 | 8 |
1 Х ЖКУ 30-150-001 | 12 | 39 | ДНаТ 150 | 9 |
1 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 39 | ДНаТ 250 | 15,5 |
Расстояние между опорами для разных типов освещаемых зон
Стандартное расстояние между столбами освещения на трассе или в городе может варьироваться от 39 до 65 метров. Пролёт рассчитывается индивидуально в зависимости от факторов, описанных выше. Кроме того, расстояние может корректироваться в случае, если основным назначением опор является монтаж силовых линий электропередачи.
Кроме того, на трассах и в городах учитывается соблюдение следующих норм:
- на трассах расстояние от опоры освещения до дороги должно быть не менее 1 метра;
- для городских дорог — не менее 0,5 метра;
- при осевом расположении опор ширина разделительной полосы должна быть не менее 5 метров;
- при организации освещения дорог вблизи жилых домов, воздушные линии электропередачи не должны быть ближе, чем 1 метр к окнам и балконам.
Расстояние между фонарями уличного освещения в парках, как правило, подбирается, исходя из требуемой функциональности. При выборе опор и источников света добиваются освещения, не ниже 5 люкс. В зонах, где проложены дорожки для велосипедистов, расчёту освещения уделяют особое внимание. В целом, расстояние между фонарями в парках варьируется в очень широком диапазоне, зависит от назначения, требуемой функциональности, а также учитывается наличие элементов декора (фонтанов, например) и выделенных зон.
Расстояние между фонарными столбами во дворах определяется индивидуально в зависимости от их конфигурации. К примеру, высота устанавливаемых опор зависит от того, возможно ли обеспечить доступ к ним подъёмной техники для обслуживания. Если нет, то высота столбов будет не более 4 метров, и в соответствии с этим рассчитываются пролёты.