Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие постановления от распоряжения правительства Москвы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, разница между приказом и распоряжением весьма условна и сложилась только исходя из юридической практики. В праве эти понятия вообще отождествляются, и к ним предъявляются одинаковые требования. Исходя из сложившегося положения, приказы издают лишь топовые руководители предприятий и организаций (генеральные директора, президенты фирм, председатели). Распоряжения издают руководители филиалов или структурных подразделений.
Кроме того, приказ – это фундаментальный правовой акт, который действует до его отмены или выхода нового (например, приказ о ежемесячном распределении дежурств на предприятии). Распоряжение, исходя из сложившейся практики, действительно до его исполнения (например, выход на работу в праздничный день). В приказ могут вноситься изменения, вместо старых распоряжений принимаются новые.
В-третьих, и постановления, и распоряжения вступают в законную силу в установленный законом срок и подлежат публикации в течение 15 дней после их ратификации. Наконец, акты можно обжаловать в суде, если они явно противоречат законодательству, ущемляют чужие права и интересы.Тем не менее, разница между распоряжениями и постановлениями правительства тоже усматривается. Так, постановления правительства носят нормативный характер и затрагивают существенные правоотношения.
Это может быть порядок начисления льгот, пенсий, выплата заработных плат и многое другое. В отличие от них, распоряжения не имеют нормативного характера и призваны решить текущие проблемы. К их числу относится борьба со стихийными бедствиями, разовое выделение материальной помощи, организация массового мероприятия.
Статья 15. Структура постановлений и распоряжений
Статья 15. Структура постановлений и распоряжений
1. Текст проекта постановления (распоряжения) содержит, как правило, констатирующую и постановляющую (распорядительную) части и может иметь приложения.
2. В констатирующей части постановления (распоряжения) дается краткий, но исчерпывающий анализ положения дел по рассматриваемому вопросу, оценка сложившегося положения, основания, цели и задачи предписываемых действий, факты и события, цифровые данные (по основным показателям), послужившие причиной издания постановления или распоряжения.
Если проект постановления, распоряжения подготавливается в дополнение или изменение ранее изданного, то в констатирующей части указываются дата, номер, заголовок, дополняемого или изменяемого постановления, распоряжения.
Если предписываемые действия не нуждаются в разъяснениях, то констатирующая часть может отсутствовать.
3. Постановляющая (распорядительная) часть постановления (распоряжения) должна четко определять исполнителей, сроки исполнения и представления информации, должностных лиц или органы, на которые возложен контроль.
Постановляющая (распорядительная) часть документа излагается в повелительной форме, состоит из пунктов и подпунктов. Отдельный пункт, как правило, объединяет действия одного характера и может относиться к разным исполнителям, подпункт определяет отдельные конкретные действия.
Каждый пункт должен начинаться указанием исполнителя или конкретного действия, выраженного глаголом в повелительной форме, а также иметь конкретный срок выполнения этого действия.
В качестве исполнителей указываются структурные подразделения администрации города или юридические лица с фамилиями и инициалами руководителей. Должностное лицо указывается в качестве исполнителя лишь в случаях, если ему предписано выполнение этого действия.
4. Постановление (распоряжение) может иметь приложения, которые оформляются в виде текста (положение, порядок и т.д.), а также планов мероприятий, перечней, списков, таблиц и т.д.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Чем отличается распоряжение от приказа
Распоряжения и приказы в некоторой части схожи между собой: они имеет примерно одинаковую структуру, назначение и т.п. Однако есть между ними и различия:
- Область влияния. Основное отличие приказа от распоряжения в том, что приказ регулирует правовые отношения и основную деятельность компании, а распоряжение – оперативные вопросы.
- Срок действия. В большинстве случаев распоряжение касается каких-то локальных моментов, небольшого количества работников и действует строго ограниченный и достаточно короткий период: до его выполнения. Приказы имеют более длительный срок действия, в них чаще всего вносятся конкретные изменения, тогда как распоряжения обычно просто переиздаются.
Разница между постановлением и распоряжением
Круг субъектов чаще всего строго не определён, поэтому действие постановления распространяется на всех жителей РФ, если не оговорено иное.Распоряжение правительства – управленческий акт, который призван решить оперативные вопросы и не создающий правоотношений. Данный документ имеет узкую сферу применения и затрагивает отдельный сегмент человеческой деятельности.
Внимание Во-первых, они должны соответствовать Конституции и другим вышестоящим правовым актам. Во-вторых, их издаёт высший орган исполнительной власти, полномочия которого распространяются на территории всей России.
Иными словами, это законное требование к персоналу, направленное на выполнение определённой задачи, важной для предприятия. Издаёт его руководитель волевым решением. Приказы отражают основную деятельность, самые важные рабочие вопросы организации и состава учреждения.
Чаще всего предназначены они для всех сотрудников отдельно взятого предприятия, на другие организации не распространяется. Это правомочный юридический документ, который может служить доказательством в суде.
Контролирует исполнение каждого приказа руководитель, подписавший его.
К приказу могут быть оформлены приложения. В данном правовом акте предусмотрены две части: констатирующая и распорядительная. Первая часть рассматривает события и факты; знакомит с задачами, основаниями, выводами. Во второй части находится список действий, время выполнения, назначенные исполнители.
Иногда данная часть разделяется на подпункты.
- Систематизация и совершенствование работы с документацией.
Классификационная система приказов и распоряжений Тип классификации Тематика распорядительных документов По основной деятельности Утверждение, внесение изменений в структуру учрежденияИнвентаризацияФормирование комиссий, структурных единицРегулирование штатной численности предприятияРасследование внештатных ситуаций По административно-хозяйственной деятельности Вопросы трудового распорядкаХозяйственные вопросыЭксплуатация сооруженийОсуществление охраны, пропускной режим По взаимодействию с личным составом Приём, перемещение, увольнениеПовышение профессиональной квалификацииПоощрения, наказанияПредоставление разноплановых отпусков Приказ — что это такое? Это локальный акт длительного действия, регулирующий правовые отношения с возможностью внесения изменений.
В-третьих, и постановления, и распоряжения вступают в законную силу в установленный законом срок и подлежат публикации в течение 15 дней после их ратификации. Наконец, акты можно обжаловать в суде, если они явно противоречат законодательству, ущемляют чужие права и интересы.Тем не менее, разница между распоряжениями и постановлениями правительства тоже усматривается.
Так, постановления правительства носят нормативный характер и затрагивают существенные правоотношения. Это может быть порядок начисления льгот, пенсий, выплата заработных плат и многое другое.
Виды и формы постановлений и распоряжений
Различают следующие основные виды постановлений:
- Постановления Правительства РФ
- Постановления главы местной администрации
- Постановления коллегиального органа организации (собрания акционеров, ученого совета и др.)
Постановления могут издаваться в письменной или устной форме, но на практике преобладает письменная форма, поскольку постановления затрагивают важные вопросы деятельности. Устная форма может применяться в неотложных случаях, когда нужно оперативно принять решение.
Распоряжения также бывают разных видов:
- Распоряжения Президента РФ
- Распоряжения Правительства РФ
- Распоряжения главы местной администрации
- Распоряжения руководителя организации
Формы распоряжений аналогичны постановлениям — письменные или устные. Письменная форма предпочтительна для важных распоряжений, устная — для срочных оперативных указаний.
Таким образом, чем отличается постановление от распоряжения по данному критерию — это коллегиальное или единоличное принятие решения, характер регулируемых вопросов, состав издаваемых документов. Эти отличия помогут выбрать нужный вид документа.
Основные различия между постановлением и распоряжением правительства РФ
Характеристика | Постановление правительства РФ | Распоряжение правительства РФ |
---|---|---|
Юридическая сила | Постановление является нормативно-правовым актом с общеобязательными правилами, имеющими прямое воздействие на права и обязанности субъектов. | Распоряжение является подзаконным актом, который выполняет исполнительные функции и регулирует конкретные оперативные вопросы управления государственными делами. |
Область применения | Постановление обычно применяется по отношению к широкому кругу объектов и субъектов, включая федеральные органы исполнительной власти, региональные и местные органы управления, коммерческие и некоммерческие организации, граждан. | Распоряжение применяется, как правило, к узкому кругу органов государственной власти и учреждений, а также к конкретным ситуациям и случаям, требующим немедленного решения. |
Требования к принятию | Для принятия постановления правительства РФ требуется публичные обсуждения, проведение экспертиз и утверждение Верховного совета РФ. | Распоряжение может быть принято правительством РФ без проведения публичных обсуждений и экспертиз, что позволяет ускорить процесс принятия и реагировать на текущие ситуации. |
Срок действия | Постановление правительства РФ обычно имеет более длительный срок действия и может сохранять свою силу до отмены или изменения соответствующим нормативным актом. | Распоряжение правительства РФ имеет более короткий срок действия и может быть временным, действовать до выполнения конкретного задания или до принятия более детального и обширного постановления. |
Таким образом, хотя и постановление, и распоряжение правительства РФ представляют собой акты исполнительной власти, их отличия заключаются в правовой силе, области применения, требованиях к принятию и сроке действия. Благодаря этим различиям, правительство может эффективно управлять государственными делами и оперативно решать ситуации, требующие немедленного вмешательства.
Субъекты и сферы применения
Субъектами принятия постановлений являются члены Правительства РФ, а сферы применения акта могут охватывать различные сферы жизни общества. Часто постановления правительства принимаются в целях развития экономики, социальной политики, финансового регулирования, а также для обеспечения функционирования государственных органов.
С другой стороны, распоряжение правительства РФ выступает как акт, в котором определяются меры и порядок исполнения постановлений. Оно имеет меньшую силу в сравнении с постановлением и используется в основном для уточнения и детализации вопросов, вытекающих из постановлений. Распоряжения обычно подписываются председателем правительства РФ и рассматриваются в рамках прерогатив и полномочий правительства РФ.
В отличие от постановления, распоряжение правительства может быть принято в рамках ведомственных или предметных вопросов, не требующих принятия широкомасштабных мер и регулирования в большом объеме. Однако, субъектами и сферами применения обоих актов являются органы исполнительной власти, имеющие компетенцию в данной области.
Постановление и приказ: основные отличия
Постановления и приказы являются нормативно-правовыми актами, устанавливающими порядок действий в организациях и государственных учреждениях. Но в чем различие между этими документами?
- Постановления — это документы, издаваемые главами регионов или министерствами. Они устанавливают общие правила и порядок действий в определенной области, например, в образовании или здравоохранении.
- Приказы — это документы, которые издаются руководителями организаций для регулирования трудовой деятельности. Они устанавливают правила поведения работников, порядок работы и т.д.
Но кто занимается изданием этих документов и как их оформлять?
Постановление оформляется в форме обращения к заявителям, в то время как приказ — в форме распоряжения. Для оформления каждого из документов есть свои правила и требования, которые устанавливаются законодательством. Материалы по оформлению постановлений и приказов легко найти на официальных веб-сайтах государственных структур.
Правовые акты государственных органов являются основным источником права в России. Постановления и приказы — это важные документы, которые регулируют работу государственных структур и организаций. Важно следить за их изменениями и обновлениями, чтобы быть в курсе всех необходимых изменений.
Различия в правовой силе
Постановление Правительства РФ имеет высшую правовую силу и является нормативно-правовым актом, который действует во всей территории Российской Федерации. Оно является обязательным для исполнения всеми гражданами, органами государственной власти и организациями.
Распоряжение Правительства РФ имеет нижестоящую правовую силу. Оно не является нормативно-правовым актом, а является актом ведомственного управления. Такое распоряжение обязательно только для государственных органов и организаций, указанных в самом распоряжении или в соответствующем подзаконном акте.
Таким образом, постановление Правительства РФ обладает более высокой юридической силой, чем распоряжение, и имеет общую обязательность для всех. Распоряжение же применяется в более узких сферах и ограничено своей правовой силой только к определенным сторонам и ситуациям.
Различия в процедуре разработки и принятия
При разработке и принятии постановления и распоряжения Правительства РФ имеются несколько отличий в процедуре, которая включает в себя следующие этапы:
Постановление | Распоряжение |
---|---|
1. Инициация Постановление может быть разработано по инициативе Правительства РФ или по поручению Президента РФ, Федерального Собрания, федеральных органов исполнительной власти или других организаций и лиц. |
1. Инициация Распоряжение может быть разработано по инициативе Правительства РФ, Председателя Правительства РФ или по поручению Президента РФ, Федерального Собрания, федеральных органов исполнительной власти или других организаций и лиц. |
2. Рассмотрение Постановление рассматривается на заседании Правительства РФ и принимается большинством голосов его членов. |
2. Рассмотрение Распоряжение рассматривается на заседании Правительства РФ и принимается большинством голосов его членов. |
3. Подписание Постановление подписывается Председателем Правительства РФ и официально публикуется. Подписанным постановлением руководствуются все органы исполнительной власти, органы и должностные лица. |
3. Подписание Распоряжение подписывается Председателем Правительства РФ и официально публикуется. Подписанным распоряжением руководствуются все органы исполнительной власти, органы и должностные лица. |
Таким образом, процедура разработки и принятия постановления и распоряжения Правительства РФ имеет некоторые различия, которые влияют на инициацию и принятие документов, а также на их юридическую силу и обязательность для исполнения.
Чем отличаются Приказ и Распоряжение в организации
Приказ и распоряжение — это локальные нормативные акты, которые предназначены для урегулирования внутренних вопросов в организации. За пределами компании они не имеют юридической силы. Особенность таких документов в том, что законодательство не противопоставляет их, а считает синонимами. Однако на практике принято разделять приказы и распоряжения. Следует оговориться, что так как чётких указаний, в какой ситуации издавать приказ, а в какой — распоряжение, в законах нет, то никаких штрафных санкций за «неправильный» выбор не может быть. Проще говоря, никто не оштрафует фирму за выбор той или иной формы документа.
В чем разница этих двух нормативных актов? Есть несколько критериев:
- Продолжительность действия. Приказ предполагает продолжительное действие, распоряжение — короткое, необходимое для воплощения поставленной задачи. Например, приказ о назначении главного бухгалтера и распоряжение о выходе главного бухгалтера на работу в выходной день.
- Условие утраты силы. Приказ действует либо до обозначенного срока, либо до отмены следующим приказом. Распоряжение, как правило, сохраняет силу до исполнения в нём обозначенного условия и не требует специальной отмены.
- Кто издаёт. Приказы подписывают генеральные директора, в редких случаях — их заместители. Начальники структурных подразделений и руководители отделов ограничиваются распоряжениями.
- Возможность внести изменения. Менять распоряжения не принято — проще издать новый документ. Изменения приказов очень распространены на практике и встречаются почти повсеместно.
- Тематика. Приказ решает глобальные задачи в долгосрочной перспективе. Например, назначает на должность или утверждает регламент работы. Распоряжение помогает решить оперативные проблемы и дела.
Таким образом, какое-либо одно отличие приказа от распоряжения на практике отсутствует — есть комплекс различий. Важно учитывать, что нормы использования таких форм нормативных актов в разных компаниях могут отличаться. Например, в одной компании может быть принято издавать приказ о выходе на работу в выходной день, а в другой аналогичный вопрос решают иначе.
Кто и по каким правилам издает распорядительные документы
Оба вида указаний оформляют руководители исключительно в письменном виде. Специальных правил нет, поскольку невозможно предусмотреть все возможные варианты для каждой ситуации. Тем не менее, имеется общий шаблон и несколько рекомендаций, которые помогут подготовить юридически корректный документ.
При оформлении обратите внимание на следующие моменты:
- рекомендуется готовить распорядительные документы на бланке организации;
- каждое поручение следует нумеровать (обязательна регистрация либо в специальном журнале на бумаге, либо во внутренней электронной системе), датировать и указывать место его составления;
- в тексте обязательно описывают задачи и назначают лиц, ответственных за выполнение, указывают сроки на реализацию. При необходимости добавляют сведения о работниках, которые контролируют исполнение поставленных задач;
- последний этап — подписание руководителем.