Отличие постановления от распоряжения правительства Москвы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие постановления от распоряжения правительства Москвы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, разница между приказом и распоряжением весьма условна и сложилась только исходя из юридической практики. В праве эти понятия вообще отождествляются, и к ним предъявляются одинаковые требования. Исходя из сложившегося положения, приказы издают лишь топовые руководители предприятий и организаций (генеральные директора, президенты фирм, председатели). Распоряжения издают руководители филиалов или структурных подразделений.

Кроме того, приказ – это фундаментальный правовой акт, который действует до его отмены или выхода нового (например, приказ о ежемесячном распределении дежурств на предприятии). Распоряжение, исходя из сложившейся практики, действительно до его исполнения (например, выход на работу в праздничный день). В приказ могут вноситься изменения, вместо старых распоряжений принимаются новые.

В-третьих, и постановления, и распоряжения вступают в законную силу в установленный законом срок и подлежат публикации в течение 15 дней после их ратификации. Наконец, акты можно обжаловать в суде, если они явно противоречат законодательству, ущемляют чужие права и интересы.Тем не менее, разница между распоряжениями и постановлениями правительства тоже усматривается. Так, постановления правительства носят нормативный характер и затрагивают существенные правоотношения.
Это может быть порядок начисления льгот, пенсий, выплата заработных плат и многое другое. В отличие от них, распоряжения не имеют нормативного характера и призваны решить текущие проблемы. К их числу относится борьба со стихийными бедствиями, разовое выделение материальной помощи, организация массового мероприятия.

Статья 15. Структура постановлений и распоряжений

Статья 15. Структура постановлений и распоряжений

1. Текст проекта постановления (распоряжения) содержит, как правило, констатирующую и постановляющую (распорядительную) части и может иметь приложения.

2. В констатирующей части постановления (распоряжения) дается краткий, но исчерпывающий анализ положения дел по рассматриваемому вопросу, оценка сложившегося положения, основания, цели и задачи предписываемых действий, факты и события, цифровые данные (по основным показателям), послужившие причиной издания постановления или распоряжения.

Если проект постановления, распоряжения подготавливается в дополнение или изменение ранее изданного, то в констатирующей части указываются дата, номер, заголовок, дополняемого или изменяемого постановления, распоряжения.

Если предписываемые действия не нуждаются в разъяснениях, то констатирующая часть может отсутствовать.

3. Постановляющая (распорядительная) часть постановления (распоряжения) должна четко определять исполнителей, сроки исполнения и представления информации, должностных лиц или органы, на которые возложен контроль.

Постановляющая (распорядительная) часть документа излагается в повелительной форме, состоит из пунктов и подпунктов. Отдельный пункт, как правило, объединяет действия одного характера и может относиться к разным исполнителям, подпункт определяет отдельные конкретные действия.

Каждый пункт должен начинаться указанием исполнителя или конкретного действия, выраженного глаголом в повелительной форме, а также иметь конкретный срок выполнения этого действия.

В качестве исполнителей указываются структурные подразделения администрации города или юридические лица с фамилиями и инициалами руководителей. Должностное лицо указывается в качестве исполнителя лишь в случаях, если ему предписано выполнение этого действия.

4. Постановление (распоряжение) может иметь приложения, которые оформляются в виде текста (положение, порядок и т.д.), а также планов мероприятий, перечней, списков, таблиц и т.д.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Читайте также:  Как написать заявление на соседа дебошира участковому правильно

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Чем отличается распоряжение от приказа

Распоряжения и приказы в некоторой части схожи между собой: они имеет примерно одинаковую структуру, назначение и т.п. Однако есть между ними и различия:

  • Область влияния. Основное отличие приказа от распоряжения в том, что приказ регулирует правовые отношения и основную деятельность компании, а распоряжение – оперативные вопросы.
  • Срок действия. В большинстве случаев распоряжение касается каких-то локальных моментов, небольшого количества работников и действует строго ограниченный и достаточно короткий период: до его выполнения. Приказы имеют более длительный срок действия, в них чаще всего вносятся конкретные изменения, тогда как распоряжения обычно просто переиздаются.

Разница между постановлением и распоряжением

Круг субъектов чаще всего строго не определён, поэтому действие постановления распространяется на всех жителей РФ, если не оговорено иное.Распоряжение правительства – управленческий акт, который призван решить оперативные вопросы и не создающий правоотношений. Данный документ имеет узкую сферу применения и затрагивает отдельный сегмент человеческой деятельности.

Внимание Во-первых, они должны соответствовать Конституции и другим вышестоящим правовым актам. Во-вторых, их издаёт высший орган исполнительной власти, полномочия которого распространяются на территории всей России.

Иными словами, это законное требование к персоналу, направленное на выполнение определённой задачи, важной для предприятия. Издаёт его руководитель волевым решением. Приказы отражают основную деятельность, самые важные рабочие вопросы организации и состава учреждения.

Чаще всего предназначены они для всех сотрудников отдельно взятого предприятия, на другие организации не распространяется. Это правомочный юридический документ, который может служить доказательством в суде.
Контролирует исполнение каждого приказа руководитель, подписавший его.

К приказу могут быть оформлены приложения. В данном правовом акте предусмотрены две части: констатирующая и распорядительная. Первая часть рассматривает события и факты; знакомит с задачами, основаниями, выводами. Во второй части находится список действий, время выполнения, назначенные исполнители.

Иногда данная часть разделяется на подпункты.

  • Систематизация и совершенствование работы с документацией.

Классификационная система приказов и распоряжений Тип классификации Тематика распорядительных документов По основной деятельности Утверждение, внесение изменений в структуру учрежденияИнвентаризацияФормирование комиссий, структурных единицРегулирование штатной численности предприятияРасследование внештатных ситуаций По административно-хозяйственной деятельности Вопросы трудового распорядкаХозяйственные вопросыЭксплуатация сооруженийОсуществление охраны, пропускной режим По взаимодействию с личным составом Приём, перемещение, увольнениеПовышение профессиональной квалификацииПоощрения, наказанияПредоставление разноплановых отпусков Приказ — что это такое? Это локальный акт длительного действия, регулирующий правовые отношения с возможностью внесения изменений.

В-третьих, и постановления, и распоряжения вступают в законную силу в установленный законом срок и подлежат публикации в течение 15 дней после их ратификации. Наконец, акты можно обжаловать в суде, если они явно противоречат законодательству, ущемляют чужие права и интересы.Тем не менее, разница между распоряжениями и постановлениями правительства тоже усматривается.

Так, постановления правительства носят нормативный характер и затрагивают существенные правоотношения. Это может быть порядок начисления льгот, пенсий, выплата заработных плат и многое другое.

Виды и формы постановлений и распоряжений

Различают следующие основные виды постановлений:

  • Постановления Правительства РФ
  • Постановления главы местной администрации
  • Постановления коллегиального органа организации (собрания акционеров, ученого совета и др.)

Постановления могут издаваться в письменной или устной форме, но на практике преобладает письменная форма, поскольку постановления затрагивают важные вопросы деятельности. Устная форма может применяться в неотложных случаях, когда нужно оперативно принять решение.

Распоряжения также бывают разных видов:

  1. Распоряжения Президента РФ
  2. Распоряжения Правительства РФ
  3. Распоряжения главы местной администрации
  4. Распоряжения руководителя организации

Формы распоряжений аналогичны постановлениям — письменные или устные. Письменная форма предпочтительна для важных распоряжений, устная — для срочных оперативных указаний.

Таким образом, чем отличается постановление от распоряжения по данному критерию — это коллегиальное или единоличное принятие решения, характер регулируемых вопросов, состав издаваемых документов. Эти отличия помогут выбрать нужный вид документа.

Основные различия между постановлением и распоряжением правительства РФ

Характеристика Постановление правительства РФ Распоряжение правительства РФ
Юридическая сила Постановление является нормативно-правовым актом с общеобязательными правилами, имеющими прямое воздействие на права и обязанности субъектов. Распоряжение является подзаконным актом, который выполняет исполнительные функции и регулирует конкретные оперативные вопросы управления государственными делами.
Область применения Постановление обычно применяется по отношению к широкому кругу объектов и субъектов, включая федеральные органы исполнительной власти, региональные и местные органы управления, коммерческие и некоммерческие организации, граждан. Распоряжение применяется, как правило, к узкому кругу органов государственной власти и учреждений, а также к конкретным ситуациям и случаям, требующим немедленного решения.
Требования к принятию Для принятия постановления правительства РФ требуется публичные обсуждения, проведение экспертиз и утверждение Верховного совета РФ. Распоряжение может быть принято правительством РФ без проведения публичных обсуждений и экспертиз, что позволяет ускорить процесс принятия и реагировать на текущие ситуации.
Срок действия Постановление правительства РФ обычно имеет более длительный срок действия и может сохранять свою силу до отмены или изменения соответствующим нормативным актом. Распоряжение правительства РФ имеет более короткий срок действия и может быть временным, действовать до выполнения конкретного задания или до принятия более детального и обширного постановления.
Читайте также:  Лицензия на алкоголь в 2023 году: как получить, продлить, цены и требования

Таким образом, хотя и постановление, и распоряжение правительства РФ представляют собой акты исполнительной власти, их отличия заключаются в правовой силе, области применения, требованиях к принятию и сроке действия. Благодаря этим различиям, правительство может эффективно управлять государственными делами и оперативно решать ситуации, требующие немедленного вмешательства.

Субъекты и сферы применения

Субъектами принятия постановлений являются члены Правительства РФ, а сферы применения акта могут охватывать различные сферы жизни общества. Часто постановления правительства принимаются в целях развития экономики, социальной политики, финансового регулирования, а также для обеспечения функционирования государственных органов.

С другой стороны, распоряжение правительства РФ выступает как акт, в котором определяются меры и порядок исполнения постановлений. Оно имеет меньшую силу в сравнении с постановлением и используется в основном для уточнения и детализации вопросов, вытекающих из постановлений. Распоряжения обычно подписываются председателем правительства РФ и рассматриваются в рамках прерогатив и полномочий правительства РФ.

В отличие от постановления, распоряжение правительства может быть принято в рамках ведомственных или предметных вопросов, не требующих принятия широкомасштабных мер и регулирования в большом объеме. Однако, субъектами и сферами применения обоих актов являются органы исполнительной власти, имеющие компетенцию в данной области.

Постановление и приказ: основные отличия

Постановления и приказы являются нормативно-правовыми актами, устанавливающими порядок действий в организациях и государственных учреждениях. Но в чем различие между этими документами?

  • Постановления — это документы, издаваемые главами регионов или министерствами. Они устанавливают общие правила и порядок действий в определенной области, например, в образовании или здравоохранении.
  • Приказы — это документы, которые издаются руководителями организаций для регулирования трудовой деятельности. Они устанавливают правила поведения работников, порядок работы и т.д.

Но кто занимается изданием этих документов и как их оформлять?

Постановление оформляется в форме обращения к заявителям, в то время как приказ — в форме распоряжения. Для оформления каждого из документов есть свои правила и требования, которые устанавливаются законодательством. Материалы по оформлению постановлений и приказов легко найти на официальных веб-сайтах государственных структур.

Правовые акты государственных органов являются основным источником права в России. Постановления и приказы — это важные документы, которые регулируют работу государственных структур и организаций. Важно следить за их изменениями и обновлениями, чтобы быть в курсе всех необходимых изменений.

Различия в правовой силе

Постановление Правительства РФ имеет высшую правовую силу и является нормативно-правовым актом, который действует во всей территории Российской Федерации. Оно является обязательным для исполнения всеми гражданами, органами государственной власти и организациями.

Распоряжение Правительства РФ имеет нижестоящую правовую силу. Оно не является нормативно-правовым актом, а является актом ведомственного управления. Такое распоряжение обязательно только для государственных органов и организаций, указанных в самом распоряжении или в соответствующем подзаконном акте.

Таким образом, постановление Правительства РФ обладает более высокой юридической силой, чем распоряжение, и имеет общую обязательность для всех. Распоряжение же применяется в более узких сферах и ограничено своей правовой силой только к определенным сторонам и ситуациям.

Читайте также:  Сколько получают воспитатели в детском саду в 2024 году

Различия в процедуре разработки и принятия

При разработке и принятии постановления и распоряжения Правительства РФ имеются несколько отличий в процедуре, которая включает в себя следующие этапы:

Постановление Распоряжение

1. Инициация

Постановление может быть разработано по инициативе Правительства РФ или по поручению Президента РФ, Федерального Собрания, федеральных органов исполнительной власти или других организаций и лиц.

1. Инициация

Распоряжение может быть разработано по инициативе Правительства РФ, Председателя Правительства РФ или по поручению Президента РФ, Федерального Собрания, федеральных органов исполнительной власти или других организаций и лиц.

2. Рассмотрение

Постановление рассматривается на заседании Правительства РФ и принимается большинством голосов его членов.

2. Рассмотрение

Распоряжение рассматривается на заседании Правительства РФ и принимается большинством голосов его членов.

3. Подписание

Постановление подписывается Председателем Правительства РФ и официально публикуется. Подписанным постановлением руководствуются все органы исполнительной власти, органы и должностные лица.

3. Подписание

Распоряжение подписывается Председателем Правительства РФ и официально публикуется. Подписанным распоряжением руководствуются все органы исполнительной власти, органы и должностные лица.

Таким образом, процедура разработки и принятия постановления и распоряжения Правительства РФ имеет некоторые различия, которые влияют на инициацию и принятие документов, а также на их юридическую силу и обязательность для исполнения.

Чем отличаются Приказ и Распоряжение в организации

Приказ и распоряжение — это локальные нормативные акты, которые предназначены для урегулирования внутренних вопросов в организации. За пределами компании они не имеют юридической силы. Особенность таких документов в том, что законодательство не противопоставляет их, а считает синонимами. Однако на практике принято разделять приказы и распоряжения. Следует оговориться, что так как чётких указаний, в какой ситуации издавать приказ, а в какой — распоряжение, в законах нет, то никаких штрафных санкций за «неправильный» выбор не может быть. Проще говоря, никто не оштрафует фирму за выбор той или иной формы документа.

В чем разница этих двух нормативных актов? Есть несколько критериев:

  1. Продолжительность действия. Приказ предполагает продолжительное действие, распоряжение — короткое, необходимое для воплощения поставленной задачи. Например, приказ о назначении главного бухгалтера и распоряжение о выходе главного бухгалтера на работу в выходной день.
  2. Условие утраты силы. Приказ действует либо до обозначенного срока, либо до отмены следующим приказом. Распоряжение, как правило, сохраняет силу до исполнения в нём обозначенного условия и не требует специальной отмены.
  3. Кто издаёт. Приказы подписывают генеральные директора, в редких случаях — их заместители. Начальники структурных подразделений и руководители отделов ограничиваются распоряжениями.
  4. Возможность внести изменения. Менять распоряжения не принято — проще издать новый документ. Изменения приказов очень распространены на практике и встречаются почти повсеместно.
  5. Тематика. Приказ решает глобальные задачи в долгосрочной перспективе. Например, назначает на должность или утверждает регламент работы. Распоряжение помогает решить оперативные проблемы и дела.

Таким образом, какое-либо одно отличие приказа от распоряжения на практике отсутствует — есть комплекс различий. Важно учитывать, что нормы использования таких форм нормативных актов в разных компаниях могут отличаться. Например, в одной компании может быть принято издавать приказ о выходе на работу в выходной день, а в другой аналогичный вопрос решают иначе.

Кто и по каким правилам издает распорядительные документы

Оба вида указаний оформляют руководители исключительно в письменном виде. Специальных правил нет, поскольку невозможно предусмотреть все возможные варианты для каждой ситуации. Тем не менее, имеется общий шаблон и несколько рекомендаций, которые помогут подготовить юридически корректный документ.

При оформлении обратите внимание на следующие моменты:

  • рекомендуется готовить распорядительные документы на бланке организации;
  • каждое поручение следует нумеровать (обязательна регистрация либо в специальном журнале на бумаге, либо во внутренней электронной системе), датировать и указывать место его составления;
  • в тексте обязательно описывают задачи и назначают лиц, ответственных за выполнение, указывают сроки на реализацию. При необходимости добавляют сведения о работниках, которые контролируют исполнение поставленных задач;
  • последний этап — подписание руководителем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *