Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на транспор в Казахстане на 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Расчет налога на транспорт в Казахстане осуществляет налоговый комитет на основании предоставленных сведений от владельца ТС. Если у вас есть один или несколько автомобилей, вы обязаны оплачивать налог. Сумма будет зависеть от года выпуска автомобиля и мощности двигателя. Вся информация отражается в компетентных органах.
Актуально для всех автовладельцев
Официально «транспортный сбор» в РК является одним из источников доходов государства и направляется на финансирование дорожного строительства и ремонта, а также на обеспечение безопасности на дорогах. Налог можно платить как ежегодно, так и однократно (при регистрации). Размер сбора зависит от МРП, зафиксированного на начало актуального года. Для справки: МРП используется для расчета большого количества платежей: от этого показателя зависит размер стипендии, штрафов и социальных выплат.
Чтобы проверить налог на транспорт, вы можете обратиться в налоговую инспекцию или воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами НДС на официальных сайтах государственных органов. Учитывайте, что в 2024 году, по прогнозам, будет введен налог на роскошь: это значит, что сбор для владельцев люксовых авто с ориентировочной стоимостью от $100 тыс. будет выше.
Ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными
Житель Астаны, автовладелец с 11-летним стажем, Егор Серегин отмечает, что МРП – величина непостоянная. Но даже если учитывать автопарк в Казахстане, который представлен автомобилями в общей массе с объемом двигателя до 2 л, то, в целом, повышение МРП не так сильно сказывается на бюджете автовладельцев.
«К примеру, у меня автомобиль объемом двигателя 1,5 л и в этом году я заплачу налог в 6126 тенге. Между тем, эта сумма меньше, чем стоимость полной заправки моей машины АИ-92. То есть для казахстанцев, владеющих машинами с объемом двигателя до 2 л, транспортный налог не будет превышать 10 тыс. тенге. Если смотреть на автомобили с объемами двигателей больше 2 л, здесь налоги уже гораздо выше. Однако и они не являются неподъемной суммой. Но если, предположим, вы владеете автомобилем премиум-сегмента с объемом двигателя 4,7, то вы заплатите в этом году около 360 тыс. тенге. И это уже достаточно внушительная цифра. Но если вы покупаете подобную машину, то, разумеется, вы должны понимать, что расходы на более мощное авто будут больше».Автовладелец Егор Серегин
Другие опрошенные корреспондентом Zakon.kz автовладельцы с транспортными средствами объемом двигателя менее 3 л уверены в том, что ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными. В особенности для тех, в чьей собственности автомобили средней и малой мощности.
«У меня малолитражка Daewoo Damas. За год я плачу не более 10 тыс. тенге. Думаю, подобная сумма по плечу каждому владельцу железного коня, конечно, если объем двигателя небольшой. Но даже для любителей огромных джипов и пикапов ежегодный налог на транспорт не является чем-то неподъемным, потому что градация автомобилей по мощности объема определена совершенно корректно. Меньше объем – меньше налог».Автовладелец и предприниматель Даулет Мухамеджан
В свою очередь автолюбитель и основатель автомобильного клуба «Mitsubishi club Astana» Дмитрий Попов тоже отмечает, что в Казахстане адекватные налоговые ставки, которые составляют лишь малую часть расходов семейного бюджета. Однако, по его словам, при расчете налога на транспорт в Казахстане необходимо учитывать еще и возраст транспорта.
«По моему субъективному мнению, в нашей стране невысокие налоговые ставки. В большинстве развитых стран при расчете транспортного налога главным параметром выступает экологичность автомобиля. Было бы хорошо, если в Казахстане тоже учитывали возраст. Ведь современные машины оборудованы катализаторами, которые снижают выброс CO². При этом считаю не нужной привязку налога к топливу. Объем двигателя, класс экологичности и, может быть, мощность двигателя. Мне кажется наиболее логичным, если эти характеристики авто будут взяты во внимание в первую очередь при расчете транспортного налога», – рассуждает Дмитрий Попов.
Он напомнил, что, к примеру, в Европе очень накладно владеть старой машиной из-за строгого техосмотра и налогообложения, учитывающего экологичность. Там легко можно получить запрет на эксплуатацию неисправного авто до приведения его в надлежащее техническое состояние. Тогда как в Казахстане зачастую для прохождения техосмотра можно даже не выходить из дома.
Есть ли прямая корреляция между налогом на транспорт и состоянием автопарка в Казахстане?
С одной стороны, государство предпринимает определенные меры, чтобы казахстанский рынок не заполонил откровенный автохлам. К примеру, сборы за первичную регистрацию автомобилей возрастом до трех лет составляют 50 МРП (около 153 тыс. тенге), 0,25 МРП – за машины, сошедшие с заводского конвейера менее двух лет назад. Однако для авто старше трех лет придется уплатить сразу 500 МРП. Сумма утильсбора варьируется от 230 тыс. до 1,8 млн тенге, в зависимости от объема двигателя.
С другой стороны, сегодня половина автопарка страны — автомобили старше 20 лет. То есть около 2 млн легковых машин – самое настоящее старье, которое в ближайшее время истлеет на казахстанской земле. Доля легковых автомобилей старше 10 лет составляет 70,6% от всего отечественного автопарка.
В заключение отметим, что ознакомиться с размером налога на транспорт и оплатить его можно с помощью различных онлайн-платформ государственных органов и банковских мобильных приложений.
Налоги на транспорт РК 2024:
В 2024 году в Республике Казахстан вступили в силу изменения в системе налогообложения транспортных средств. Эти изменения представляют собой нововведения, ориентированные на более справедливое распределение налоговой нагрузки на владельцев транспорта.
Главной новостью стало увеличение ставки налога на автомобили с большим объемом двигателя. Теперь владельцы автомобилей с двигателем объемом от 3,5 литра должны будут платить налог в два раза больше, чем ранее. Это решение принято в целях стимулирования использования экологически чистых автомобилей и сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу.
Кроме того, введена новая ставка налога на электромобили. Владельцы электромобилей будут платить налог, рассчитанный исходя из стоимости автомобиля. Чем дороже автомобиль, тем выше будет ставка налога. Это меры были введены для компенсации потерь бюджета от отсутствия доходов от топливных налогов, которые традиционно взимались с владельцев автомобилей на традиционных типах топлива.
Кроме того, внесены изменения в расчет налога на транспорт с пробегом. Теперь такой налог будет рассчитываться исходя из пробега автомобиля, а не только на основе его продажной стоимости. Это позволит более справедливо определить налоговый бремя для владельцев автомобилей с большим пробегом, а также стимулировать покупку автомобилей с меньшими пробегами.
Особенности для граждан и предприятий
Для граждан:
Новые изменения в налоговом законодательстве РК 2024 года затрагивают и граждан, владеющих транспортными средствами. Владельцы автомобилей, мотоциклов и других видов транспорта будут обязаны уплачивать налог на транспорт. Размер налога будет зависеть от типа и мощности транспортного средства, а также от его стоимости.
Налог будут начислять на основе данных о владении и использовании транспорта, предоставленных информационными системами государственного органа по транспорту и дорожному хозяйству. Владельцам транспортных средств предоставляется возможность самостоятельно внести данные и произвести расчет налога через электронный портал.
Кроме того, для граждан предусмотрены некоторые льготы. Например, семьям, имеющим трех и более детей, будет предоставлена возможность получения скидки на налог или освобождение от его оплаты. Также предусмотрено увеличение льготных категорий, включающих инвалидов, ветеранов и другие социально значимые группы населения.
Для предприятий:
Предприятия, владеющие транспортными средствами, также будут обязаны уплачивать налог на транспорт. Размер налога будет рассчитываться на основе мощности и типа транспортного средства, а также его стоимости. Компаниям будет предоставлена возможность внесения данных и расчета налога через электронный портал.
Для некоторых отраслей бизнеса предусмотрены особые условия оплаты налога на транспорт. Например, для транспортных компаний, осуществляющих грузоперевозки, предусмотрено льготное начисление налога на основе перевезенного груза и пробега транспортных средств.
Будет также обновлена система штрафов и санкций за невыплату налога на транспорт. Предусмотрены штрафы в зависимости от пропущенных сроков уплаты и размера задолженности. Кроме того, для предприятий-нарушителей могут применяться иные санкции, вплоть до аннулирования регистрации транспортных средств.
Последствия и перспективы
Введение новой системы налогообложения транспорта в Республике Казахстан имеет как положительные, так и негативные последствия. После внедрения изменений в налоговый кодекс возможно увеличение доходов бюджета и обеспечение финансовой устойчивости государства.
Однако, рост стоимости налогов на транспорт может иметь прямое влияние на бюджеты обычных граждан и предпринимателей. Увеличение налогов может привести к увеличению стоимости услуг пассажирского и грузового транспорта, что в конечном итоге отразится на росте цен на товары и услуги.
Важно отметить, что изменения в системе налогообложения транспорта могут также оказать воздействие на экономическую сферу. Высокие налоговые ставки на транспорт могут стать фактором, мешающим развитию и привлечению инвестиций в транспортную отрасль страны.
Вместе с тем, нововведения в системе налогообложения транспорта могут предоставить возможности для модернизации и улучшения инфраструктуры, что в свою очередь способствует развитию отрасли. Значительные доходы от налогов на транспорт могут быть направлены на строительство и обновление дорог, развитие общественного транспорта и улучшение логистики в стране.
Что надо знать владельцам ИП и компаний?
С этого года ни ипэшники, ни юридические лица больше не должны хранить пять лет кассовые и товарные чеки, сменные отчёты или книги учёта наличных денег. Нет необходимости и прикладывать подтверждающие документы из учётных регистров, если не согласны с нарушениями по результатам камерального контроля, если средняя степень риска.
Также из Налогового кодекса исключили требование о нотариальном засвидетельствовании копий документов, подтверждающих место нахождения налогоплательщика.
C 2024 года местные представительные органы смогут снизить ставку розничного налога. Сделать это нужно до 31 марта. Это позволит предпринимателям с начала года уменьшить ставку до 50 %.
Кроме того, в этом году представители компаний будут выплачивать обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР) в ЕНПФ. В 2024 году юрлица будут отчислять 1,5 %, но к 2028 году процент вырастет до пяти. Деньги будут перечислять за работников, родившихся после 1 января 1975 года. А получать выплаты за счёт ОПВР будут те, кто выйдет на пенсию аж в 2038 году. Эти деньги условно накопительные и не являются собственностью работника, их не смогут наследовать и не смогут отдать в доверительное управление.
Наряду с электронным способом получения решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур теперь налогоплательщики могут в особых случаях рассчитывать на почтовое отправление заказным письмом с уведомлением или под роспись.
За что могут аннулировать (РПП) ВНЖ в Казахстане?
Что касается самого (РПП) ВНЖ в Казахстане, в соответствии с п. 13 ст. 49 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения» в выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан отказывается иностранцам и лицам без гражданства, либо выданное ранее разрешение аннулируется:
13) получившим разрешение на постоянное проживание и проживающим на территории Республики Казахстан менее 183 календарных дней в пределах любого последовательного 12-месячного периода с даты выдачи разрешения на постоянное проживание;
Если в РК было открыто ИП, которое иностранец вправе зарегистрировать исключительно на основании РПП (ВНЖ) и при этом у него есть намерение уехать из РК более чем на пол года (например фриланс в Таиланде), надо подготовить документы что выезд из РК связан с обучением, еще на территории РК, например заключить договор с языковым центром, а по прибытии в другую страну, получить студенческую визу, при этом обязательно письменно согласовать такой выезд с миграционной службой МВД РК.
В таком случае, на период обучения физическое лицо будет признаваться постоянно пребывающим в РК, в ином случае в любой момент ВНЖ может быть аннулировано и следом за ним ИП со всеми вытекающими, при условии что предприниматель отсутствует в РК более чем 183 дня в 12-месячном периоде и да, предложенный мной вариант очень шаткий, именно по этому если фрилансер не проживает в РК открывать ИП в Казахстане, плохая идея.
Сводная таблица налога на транспорт РК
Объект налогообложения | Налоговая ставка (МРП) |
Легковые автомобили со следующей градацией по объему двигателя (куб. см): | |
до 1 100 включительно | 1 |
свыше 1 100 до 1 500 включительно | 2 |
свыше 1 500 до 2 000 включительно | 3 |
свыше 2 000 до 2 500 включительно | 6 |
свыше 2 500 до 3 000 включительно | 9 |
свыше 3 000 до 4 000 включительно | 15 |
свыше 4 000 | 117 |
Грузовые, специальные автомобили со следующей градацией по грузоподъемности (без учета прицепов): | |
до 1 тонны включительно | 3 |
свыше 1 тонны до 1,5 тонны включительно | 5 |
свыше 1,5 до 5 тонн включительно | 7 |
свыше 5 тонн | 9 |
Тракторы, самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные и дорожно-строительные машины и механизмы, специальные машины повышенной проходимости и другие автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования | 3 |
Автобусы со следующей градацией по количеству посадочных мест: | |
до 12 посадочных мест включительно | 9 |
свыше 12 до 25 посадочных мест включительно | 14 |
свыше 25 посадочных мест | 20 |
Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда со следующей градацией по мощности двигателя: | |
до 55 кВт (75 лошадиных сил) включительно | 1 |
свыше 55 кВт (75 лошадиных сил) | 10 |
Катера, суда, буксиры, баржи, яхты со следующей градацией по мощности двигателя (в лошадиных силах): | |
до 160 включительно | 6 |
свыше 160 до 500 включительно | 18 |
свыше 500 до 1 000 включительно | 32 |
свыше 1 000 | 55 |
Летательные аппараты | 4% от МРП с каждого киловатта мощности |
Железнодорожный тяговый подвижной состав, используемый: для вождения поездов любых категорий по магистральным путям; для производства маневровой работы на магистральных, станционных и подъездных путях узкой и (или) широкой колеи; на путях промышленного железнодорожного транспорта и не выходящий на магистральные и станционные пути |
1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства |
Моторвагонный подвижной состав, используемый для организации перевозок пассажиров по магистральным и станционным путям узкой и широкой колеи, а также транспортные средства городского рельсового транспорта | 1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства |
Сроки и штрафы за неуплату налога на транспорт
В Казахстане установлены определенные сроки для оплаты налога на транспорт. Согласно законодательству, необходимо оплатить этот налог ежегодно до 1 апреля. При оплате после указанного срока взимается штраф.
Штраф за неуплату налога на транспорт зависит от количества дней, на которые задерживается платеж. Если платеж не был осуществлен вовремя, но позднее был оплачен в течение 30 дней после истечения срока, штраф составит 10 процентов от суммы неуплаченного налога.
Если оплата произведена с задержкой более 30 дней, но в течение 90 дней после истечения срока, штраф увеличивается до 30 процентов от суммы неуплаченного налога.
В случае неуплаты налога на транспорт более чем на 90 дней после истечения срока, величина штрафа составит 50 процентов от суммы неуплаченного налога и может быть дополнительно увеличена, если имеются повторные нарушения.
Поэтому очень важно своевременно оплачивать налог на транспорт, чтобы избежать неприятных последствий. Уплата налога поможет избежать наложения штрафных санкций и сохранить хорошую репутацию перед налоговыми органами.
Покупка авто в Казахстане гражданами России
Покупка авто в Казахстане у граждан России особых трудностей не вызывает. Импорт авто из Казахстана в Россию быстро растёт. Граждане России покупают в Казахстане новые и подержанные автомобили, а также автозапчасти и ввозят их в Россию. На автомобильном рынке Казахстана представлен широкий выбор марок и моделей, при этом цены на них достаточно привлекательные. Причин для этого достаточно. Компании, ввозившие авто в Россию из разных стран мира (США, Канады, Японии, Германии, Италии), после введения санкций переориентировались на Казахстан. До введения санкций, авто в Россию везли через Белоруссию, но теперь более привлекательным стал импорт авто из Казахстана. Значительные поставки авто в Казахстан идут из Эмиратов. Реэкспорт автомобилей является важнейшим направлением экономики ОАЭ. Кроме того, казахстанским автопромом налажен выпуск автомобилей многих известных марок. В Казахстане можно выгодно купить такие авто, как: Chevrolet (Malibu, Niva, Tahoe, Tracker, Trailblazer, Traverse); JAC (IEV7S, J7, S3, S5, S7, T6); KIA (Cerato, Optima, Picanto, Rio, Sorento, Soul, Sportage, K900); Hyundai (ACCENT, Creta, Elantra, Santa Fe, Sonata ,Tucson); Ravon (Nexia R3, R4); Skoda (Kodiaq, Octavia, Superb) и другие. Россиянам для поездки в Казахстан не нужен загранпаспорт да и сама поездка обычно не вызывает затруднений. Кроме этого, многие выбирают и заказывают авто через Internet.
Ввоз купленных авто из Казахстана гражданами России проходит по другим правилам, чем для граждан Казахстана. Граждане России не могут ездить по российским дорогам на машине с казахстанскими номерами. Для этого в Казахстане автомобиль должен быть снят с учёта и на него должны быть установлены транзитные номера. При ввозе в Россию потребуется: оплатить утилизационный сбор; предъявить необходимые документы о покупке: договор купли-продажи, паспорт транспортного средства снятого с учета в Казахстане, паспорт физического лица покупателя; при необходимости оформить СБКТС и документы о подключении к системе ЭРА-ГЛОНАСС; получить ЭПТС; после этого можно поставить авто на учёт в ГИБДД и установить российские номерные знаки При этом важно чтобы VIN номер авто «пробивался» на сайте ФТС. В противном случае необходимо, чтобы СЭП (система электронных паспортов), где регистрируется собственник отправила запрос в Казахстан. Оформление или как иногда говорят “растаможка” авто из Казахстана в России не кажется сложной опытным и знающим людям, но людям без опыта и необходимых знаний самостоятельное оформление вызывает затруднения и обычно приводит к напрасным потерям времени и денег. Этого можно легко избежать своевременно обратившись к таможенному представителю (или как называли ранее таможенному брокеру) профессионально оказывающему услуги по растаможке авто из Казахстана. Такие услуги уже много лет оказывает наша компания. Свяжитесь с нашими специалистами любым указанным на сайте способом и мы поможем оперативно оформить купленный в Казахстане автомобиль и избавим Вас от ненужных хлопот, которым вы сможете пользоваться на российских номерах.
Оформление авто из Казахстана — получение СБКТС и ЭПТС
На ввозимый из Казахстана авто необходимо получить ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства). Бумажные ПТС в России уже не выдают. Оформив ЭПТС, автомобиль можно поставить на учёт в ГИБДД и, получив российские номера, установить их на авто. Только после этого можно будет свободно ездить на ввезённом из Казахстана авто по российским дорогам. ЭПТС — необходимый документ, он подтверждает право собственности на автомобиль, он нужен при покупке и продаже, а также может потребоваться в случае угона автомобиля. Подробнее про оформление электронного ПТС (ЭПТС) >>>
ЭПТС оформляется на основе Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) или разового ОТТС. СБКТС нужен для предотвращения ввоза в Россию разного рода автохлама и служит подтверждением того, что техническое состояние, ввезённого из Казахстана авто, позволяет безопасно ездить по российским дорогам общего пользования. Подробнее про оформление СБКТС >>>
Наша компания оказывает услуги по оформлению авто из Казахстана и получению СБКТС и ЭПТС в России.
Покупка б/у автомобиля в Казахстане
Автомобили с пробегом в Казахстане можно приобрести с рук или в автосалоне. Во втором случае машина, скорее всего, будет ввезена в страну по льготным таможенным ставкам, поэтому если ее покупателем окажется гражданин РФ, при вывозе авто в Россию он обязан будет доплатить до полной суммы растаможки, чтобы авто получило статус товара Евразийского экономического союза.
Если же покупку б/у или нового автомобиля в салоне совершит резидент Казахстана, то для покупателя из России формально его покупка будет осуществляться уже с рук, а сам автомобиль будет иметь статус товара ЕЭС.
Данная схема на сегодня является действующей, но все же «серой», поэтому 100-процентной гарантии, что она будет работать на протяжении всего 2024 года, на сегодня не может дать ни один эксперт.
Растаможка в России при покупке автомобиля в Казахстане – все расходы
Между Россией и Казахстаном действует соглашение о свободном перемещении товаров, поэтому формально пересечение госграницы двух стран автомобилем, т. е. ввоз машины в России, не будет требовать уплаты растаможки.
Однако это послабление действует только в том случае, если транспортное средство произведено на территории Казахстана или было растаможено (с ПОЛНОЙ оплатой всех пошлин) при его ввозе из-за границы. Также покупателю-россиянину придется принять во внимание внутренние законодательные акты, которые касаются вывоза за пределы Казахстана автомобилей, приобретенных по «льготным» ценам.
Чтобы окончательно поставить точку в вопросе, понадобится ли растаможка при вывозе машины из Казахстана в Россию, рекомендуется еще перед заключением сделки проверить, прошел ли автомобиль все таможенные очистки, и может ли он свободно эксплуатироваться (в том числе продаваться) на территории ТС/ЕАЭС.
Универсальное же решение данного вопроса при приобретении «льготного» авто в настоящий момент сводится к покупке транспортного средства у физлица, являющегося гражданином Казахстана.
В этом случае обязательными расходами при пересечении машиной границы станут:
- Утилизационный сбор – 3400 рублей за автомобиль возрастом до 3 лет и 5200 рублей за машину возрастом старше 3 лет.
- Оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) – около 25000 рублей.
- Акциз по ставке в зависимости от количества лошадиных сил двигателя – от 55 рублей за 1 л. с. (при мощности мотора 90-150 л. с.) и выше.
D Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом 35
35111 Производство электроэнергии тепловыми электростанциями
35112 Производство электроэнергии гидроэлектростанциями
35113 Производство электроэнергии ядерными (атомными) электростанциями
35114 Производство электроэнергии ветровыми электростанциями
35115 Производство электроэнергии солнечными электростанциями
35119 Производство электроэнергии прочими электростанциями
35121 Передача электроэнергии
35122 Техническая диспетчеризация отпуска в сеть и потребления электрической энергии, организация балансирования производства-потребления электрической энергии
35123 Эксплуатационное обслуживание оборудования Национальной электрической сети
35124 Обеспечение готовности электрической мощности к несению нагрузки, регулирование и резервирование электрической мощности
35130 Распределение электроэнергии
35140 Продажа электроэнергии
35210 Производство газообразного топлива
35220 Распределение газообразного топлива по трубопроводам
35230 Продажа газообразного топлива по трубопроводам
35301 Производство тепловой энергии тепловыми сетями
35302 Производство тепловой энергии самостоятельными котельными
35303 Передача тепловой энергии
35304 Кондиционирование воздуха
35305 Производство тепловой энергии тепловыми электростанциями
35306 Распределение тепловой энергии