Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие изменения произошли в уголовном кодексе в 2024 году в 1624». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2024 году в Уголовном кодексе Российской Федерации произошли изменения, затрагивающие наказание за дискредитирование судебной власти. Согласно статье 158 часть 3 Уголовного кодекса Российской Федерации, такие действия приравниваются к организации группы лиц с целью совершения уголовного преступления.
Изменения в наказании за дискредитирование судебной власти
Дискредитирование судебной власти включает в себя действия, направленные на подрыв авторитета судебной системы или вызывающие недоверие к судебным органам. Такие действия могут быть совершены различными способами, например, путем распространения заведомо ложных сведений, обвинений или иных материалов, противоречащих фактам, в том числе с использованием средств массовой информации или сети Интернет.
В соответствии с новыми изменениями, наказание за дискредитирование судебной власти стало более строжим. В случае совершения данного преступления, лицо может быть наказано штрафом в размере от 200 до 500 тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Таким образом, государство принимает эффективные меры для защиты судебной системы и предотвращения дискредитации ее деятельности. Новые изменения в Уголовном кодексе Российской Федерации позволяют более жестко наказывать тех, кто пытается подорвать доверие общества к судебной власти.
Какие изменения произошли в уголовном кодексе в 2021 году в 1624
- штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
- ограничение свободы на срок до 4 лет;
- принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
- арест на срок до 6 месяцев;
- лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
В отношении подобного вопроса мнения значительно расходятся. К примеру, некоторые отмечают, что, если иностранный гражданин пересекает государственную границу на незаконных основаниях, он будет вести себя адекватно и не будет представлять обществу большой опасности.
- К вопросу об амнистии. На рассмотрении в первом чтении есть законопроект, предполагающий исключить возможность УДО и амнистии в отношении лиц, совершивших определенные преступления. Список категорий преступлений состоит из 12 пунктов. Среди них — взятки в особо крупном размере, особо тяжкие преступления против жизни и здоровья, общественной безопасности, основ конституционного строя, преступления против несовершеннолетних,
- Масштабный проект закона, предполагающий внесение изменений в УК РФ с целью возвращения конфискации имущества в перечень наказаний (законопроект № 396097-7). Проект находится на предварительном рассмотрении ГД РФ.
- Законопроект в части усиления санкций за преступления, предусмотренные ст. 327 УК РФ (законопроект № 486550-7). Пока рассматривается в первом чтении.
- Инициатива по усилению ответственности за финансовые преступления с соответствующими поправками в ст. 172 УК РФ (законопроект № 286345-7). Рассматривается во втором чтении.
Согласно ст. 53.1 УК РФ, принудительные работы назначаются сроком от 2 месяцев до 5 лет. Возможная альтернатива судебному сроку для граждан присутствует там, где срок за уголовное деяние не превышает 5 лет. В случае более злостного нарушения законом не предусмотрена замена меры пресечения.
Возникают вопросы, как он будет реализован на практике. Глава 8.1. УИК предусматривает, как исполняются наказания в виде принудработ. Есть 2 типа заведений, куда могут попадать осужденные: это исправительные центры (ИЦ) и изолированные участки (ИУ) при учреждениях УИС.
В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. Задайте вопрос прямо сейчас через форму (внизу), и один из наших юристов перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.
Уголовное законодательство Беларуси с марта 2021 года
Поправки к 307-й статье УК России “Заведомо ложные показания и заключения специалиста” коснулись лиц, проводящих медицинские экспертизы еще до возбуждения уголовного дела. Чаще всего их результаты затем ложатся в основу уголовных дел.
Если обнаружится, что выводы эксперта сфабрикованы, в лучшем случае за это накажут штрафом в 80 тысяч рублей, обязательными работами либо арестуют на три месяца.
Если же гражданин, в отношении которого проводилось исследование, обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, недобросовестного эксперта ждет пятилетний тюремный срок. Изменения уже вступили в силу.
Ужесточить наказание по 307-й решили не просто так. К этому подтолкнули громкие случаи последних лет, когда выводы экспертов не соответствовали действительности. Самое скандальное — дело “пьяного мальчика” из Балашихи.
Весной 2021-го в крови погибшего под колесами машины шестилетнего ребенка проводивший анализ Михаил Клейменов обнаружил высокую концентрацию алкоголя.
Впоследствии его обвинили в халатности и приговорили к десяти месяцам исправительных работ.
За передачу мобильных телефонов заключенным или попытку пронести средства связи в исправительные учреждения может грозить реальный срок. Фигурантами уголовных дел рискуют стать родственники осужденных, адвокаты, следователи, сотрудники колоний и тюрем. Одним словом, все, кто регулярно контактирует с заключенными.
Внесение поправок депутаты объясняют тем, что при наличии надежной мобильной связи люди могут взяться за старое, даже находясь за решеткой. Кто-то занимается телефонным мошенничеством, кто-то передает важную информацию на волю подельникам. Особо предприимчивые зэки умудряются руководить по телефону целыми преступными группировками.
По мнению зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александра Хинштейна, пресечь передачу гаджетов можно лишь одним способом — ужесточить наказание. Пока же это расценивается как административное правонарушение и карается штрафом в пять тысяч рублей. Законопроект с соответствующими поправками внесут в Госдуму в ближайшее время.
В октябре 2021-го президент России распорядился принять дополнительные меры по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В том числе — проработать вопрос об уголовной ответственности за пропаганду наркотиков и склонению к их употреблению.
Парламентарии оперативно отреагировали на предложение президента. Так, за пропаганду наркотиков в интернете они предложили отправлять в тюрьму на семь лет.
А сенатор Андрей Клишас, автор многих скандально известных законопроектов, считает, что наказание за это преступление надо ужесточить до 15 лет лишения свободы. Кроме того, соответствующий законопроект разработало МВД.
В ведомстве считают, что максимальное наказание должно составлять до двух лет лишения свободы, минимальное – штраф в размере 50 тысяч рублей.
Впрочем, что конкретно будет считаться пропагандой, за которую могут посадить, пока не совсем понятно. Доклад об этом депутаты должны представить Путину до 10 января.
Еще один аспект законодательства, который могут пересмотреть в новом году, касается личной безопасности россиян.
Так, по мнению депутата Владимира Жириновского, статью № 37 УК Российской Федерации необходимо дополнить пунктом о том, что действия человека, направленные на защиту себя и своей семьи от насилия или угрозы применения насилия либо на защиту своего имущества, не являются превышением пределов необходимой самообороны.
Некоторые парламентарии считают, что законодательство в области самообороны и защиты жилища в России далеко не совершенно. Есть немало примеров, когда человек, защищая себя или близких, оказывался на скамье подсудимых. В лучшем случае дело заканчивается условным сроком, в худшем — реальным длительным лишением свободы.
По мнению первого зампреда комитета Госдумы по госстроительству Вячеслава Лысакова, в данном случае стоит учитывать опыт других стран, например США, где любое вторжение на частную территорию чревато самыми жесткими мерами со стороны владельцев.
-
11 января 2021, 09:00
Коммуналка вырастет, удаленку легализуют: 12 главных изменений 2021 года
-
2 января 2021, 09:00
Жесткий техосмотр, новые штрафы и поправки в ПДД: что ждет автомобилистов в 2021 году
-
1 января 2021, 14:38
Квартира и машина загорелись в Ростове из-за новогодних фейерверков
-
1 января 2021, 12:11
Парки Ростова будут закрываться на ночь в новогодние каникулы
Поправки в Уголовный кодекс, вступившие в силу с 10.01.2021г.
Роскомнадзор получит право блокировать интернет-ресурсы – YouTube, Facebook, Twitter и др., если они допускают цензуру российских средств массовой информации. В законе отмечается, что санкции с ресурсов могут быть сняты, если ограничение российских медиа прекратится.
Также Роскомандзор будет находить владельцев таких сайтов или соцсетей. Им будет присваиваться статус «владельца информационного ресурса, причастного к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ».
Глава центра «Сова» Александр Верховский считает закон о цензуре повторением истории о противостоянии с Западом. Также эксперт назвал инициативу «глупой», так как самые популярные инофресрусы и соцсети принадлежат США.
Закон вводит ограничения на работу журналистов на акциях – им будет запрещено агитировать, собирать подписи, использовать символику или «иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения», а также скрывать «признак представителя СМИ».
Устанавливается запрет на финансирование акций со стороны иностранцев, НКО-«иноагентов», россиян младше 16 лет, анонимных жертвователей и юрлиц, которые были зарегистрированы менее чем за год до мероприятия.
Адвокат «Апологии протеста» Александр Передрук не понимает, зачем вообще был принят этот закон, так как на практике он не сталкивался с тем, чтобы у кого-то были претензии, связанные с финансированием публичных мероприятий.
«Как правило, участники организуют все за свой счет, и это не требует каких-либо особых вложений», – пояснил он.
Кроме того, по его мнению, закон противоречит Конституции, ведь там сказано, что граждане имеют право проводить публичные мероприятия.
При этом под объектами социальной инфраструктуры понимаются организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферы услуг, пассажирского транспорта, спортивно-оздоровительные учреждения, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера, иные объекты.
С 11 января вступили в силу нормы , предусматривающие введение уголовной ответственности за сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов на территории воинской части. Соответствующие поправки внесены в ч.2 ст. 228.1 УК РФ. Наказание за такое преступление — лишение свободы на срок от 5 до 15 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года либо без такового.
В 2021 году в Уголовный кодекс РФ были внесены некоторые поправки. И уже в этом году они вошли в действие. Некоторые корректировки должны были вступить в силу еще ранее, но Министерство юстиции считало, что для этого нужно было привлечение большего количества средств.
В Уголовном кодексе не раз случались изменения, которые касались упрощения наказания для преступлений небольшой тяжести. Это вполне цивилизованное решение, так как из-за случившейся глупости человек может потерять много лет своей жизни в тюрьме.
Часть 3 устанавливает наказание за кражу, которая совершена в крупном размере. Крупным будет считаться такой ущерб, который превышает 250000 рублей – это значительный ущерб. При этом такая дефиниция не является оценочным понятием, то есть подобные преступления по умолчанию квалифицируются по третьей части.
Другим квалифицирующим признаком признается осуществление хищения группой лиц. Такой поступок имеет большую общественную опасность. Для осуществления такого действия соучастники целенаправленно объединяют силы. То есть они заранее договариваются действовать совместно и согласно принятому плану.
Новые нормы по борьбе с коррупцией
Одной из ключевых мер, предусмотренных новыми законодательными актами, является расширение полномочий и усиление контрольных функций антикоррупционных органов. Теперь они получили более широкие возможности для проведения расследований и проверок, а также более жесткие меры воздействия на взяточников и коррупционеров. Принятие таких мер нацелено на создание непроницаемой барьерной системы, которая препятствует распространению коррупции во всех сферах общества.
Другой важной нормой, введенной в новые законы, является ужесточение наказания для лиц, причастных к коррупционным преступлениям. Теперь взяточники и коррупционеры будут сталкиваться с более суровыми наказаниями, что должно служить отпугивающим фактором для потенциальных преступников. Такая мера направлена на формирование честного, справедливого и бескоррупционного общества, где право и порядок являются основными принципами работы государства.
Новые нормы также предусматривают укрепление прозрачности и ответственности государственных органов и организаций. В рамках этих законов предусмотрено обязательное декларирование доходов и имущества должностных лиц, а также жесткое контролируется использование бюджетных средств и закупки. Внедрение таких мер позволит максимально сократить возможность коррупционных схем и снизить вероятность злоупотреблений властью.
В целом, новые нормы по борьбе с коррупцией, предусмотренные законами УК РФ 2024 года, направлены на реализацию государственной политики по обустройству справедливого социума, свободного от коррупции и нарушений закона. Введение таких мер является важным шагом в развитии страны и укреплении доверия граждан к властям и правовой системе.
Изменения в уголовной ответственности за экологические преступления
В 2024 году вступили в силу новые законы, касающиеся уголовной ответственности за экологические преступления. Они направлены на более жесткое наказание за экологические преступления, которые наносят ущерб окружающей среде.
В рамках изменений было установлено, что за экологические преступления, связанные с незаконным вырубом лесов, загрязнением водных ресурсов, незаконным обращением с опасными отходами и другими аналогичными деяниями, предусмотрено уголовное наказание вплоть до 10 лет лишения свободы.
Кроме того, ужесточены наказания за преступления, связанные с незаконной торговлей дикими животными и растениями, а также за нарушение правил использования охраняемых территорий. За такие деяния предусмотрено лишение свободы на срок до 8 лет и штраф в значительном размере.
Эти изменения направлены на более эффективную борьбу с экологическими преступлениями и охраной окружающей среды. Они вызваны необходимостью более тщательного контроля и ответственности за свои действия, чтобы предотвратить ущерб природе и сохранить животный и растительный мир для будущих поколений.
Уголовная амнистия в Российской Федерации в 2021 году
В 2021 году Правительство государства еще не выступало с заявлениями о принятии решения об уголовной амнистии. Например, пресс-секретарь президента Российской Федерации Дмитрий Песков в одном из своих интервью заявил, что на текущий момент решение об амнистии вовсе не рассматривалось властями. Тем не менее, он допустил, что рассмотрение подобного вопроса может состояться в любой момент в ближайшее время.
Председатель комитета Государственной думы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников в своем интервью также заявил, что пока что бессмысленно ожидать амнистию в 2022 году, хотя подобная инициатива теоретически возможна. Крашенинников отметил, что лично он поддерживает подобную инициативу, однако перед принятием конкретного решения потребуется рассмотреть множество факторов, чтобы принятое решение было максимально взвешенным.
Более того, по его словам некорректно проводить амнистию только по одним и тем же уголовным статьям. Он заявляет, что гражданам, в том числе и заключенным, не следует забывать о решении правительства, согласно которому время пребывания в СИЗО стало засчитываться за срок. Крашенинников подчеркивает, что благодаря подобному решению произошло значительное оздоровление ситуации со сроками лишения свободы, в связи с чем вопрос об амнистии не стоит настолько остро.
К тому же подчеркивается, что опасность проведения амнистии по одним и тем же статьям приводит к тому, что население перестает остерегаться определенных статей уголовного кодекса, поскольку они знают, что они будут попадать под скорую амнистию. На средней дистанции подобные решения могут привести к декриминализации части статей и существенному ухудшению криминальной обстановки в государстве.
Зачем отказываться от адвоката по назначению
В 2024 году порядок рассмотрения дел по статье 228 Уголовного кодекса РФ будет пересмотрен и изменен. Теперь лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, связанного с наркотиками, смогут отказаться от адвоката, назначенного государством.
Как известно, статья 228 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за хранение, изготовление или сбыт наркотических средств. Изменения в порядке рассмотрения дел по этой статье позволят обвиняемым самостоятельно подать ходатайство о возбуждении уголовного дела или о применении условно-досрочного освобождения.
На первом этапе изменения порядка рассмотрения дел по статье 228 УК РФ предусматривают возможность подачи ходатайства о возбуждении уголовного дела. Срок для подачи ходатайства составит 30 дней с момента ознакомления с материалами дела. Таким образом, лица, обвиняемые по статье 228, смогут независимо инициировать уголовное преследование в своем отношении.
На втором этапе изменения порядка рассмотрения дел по статье 228 УК РФ предусматривают возможность подачи ходатайства о применении условно-досрочного освобождения. Для этого обвиняемый должен полностью или частично признать вину и согласиться с назначением уголовного наказания в виде условно-досрочного освобождения.
Таким образом, отказываясь от адвоката по назначению, лица, обвиняемые по статье 228 УК РФ, получают возможность самостоятельно влиять на ход уголовного дела и свою судьбу.
Этап | Изменения |
---|---|
Первый | Возможность подачи ходатайства о возбуждении уголовного дела |
Второй | Возможность подачи ходатайства о применении условно-досрочного освобождения |
Государственная Дума внесла изменения в порядок рассмотрения дел по статье 228 УК РФ с целью усовершенствования уголовного процесса и обеспечения прав и гарантий обвиняемых. Отказ от адвоката по назначению дает обвиняемым большую автономию и возможность активно участвовать в процессе расследования и судебного дела.
Важные изменения в УК РФ с января 2022 года
Новой редакцией статьи 58 УК РФ за совершение преступлений террористической и экстремистской направленности предусмотрено отбывание части срока наказания в тюрьме. Определено, что такая мера применяется, в частности, только к мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше 5 лет, за совершение преступлений, предусмотренных:
- штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового;
- принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового;
- лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового.
Те же деяния, совершенные: а) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; б) в отношении малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего; в) общеопасным способом; г) по найму; д) из хулиганских побуждений; е) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; ж) в целях использования органов или тканей потерпевшего; з) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, — наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. 3.
Статья 2. Изменения в дисциплинах ответственности
В новой редакции Уголовного Кодекса Российской Федерации, введенной в 2024 году, были внесены существенные изменения в дисциплинах ответственности. Они направлены на более эффективную борьбу с преступностью и повышение общего уровня безопасности в обществе.
Одним из наиболее значимых изменений стала ужесточенная ответственность за нарушения, связанные с терроризмом и экстремизмом. Преступления, совершенные с использованием насилия в целях создания паники или угрозы для общественной безопасности, теперь предусматривают более строгие наказания, вплоть до пожизненного лишения свободы.
Также были внесены изменения в сферу ответственности за коррупционные преступления. Теперь преступления, связанные с получением неправомерной выгоды, в том числе взяточничество и мошенничество, подлежат более суровому наказанию. Кроме того, введена новая статья о «коррупционном лоббизме», что позволит более эффективно бороться с негативными проявлениями коррупции.
Другой важной сферой ответственности, которая была изменена, является область киберпреступлений. В связи с увеличением количества преступлений, связанных с использованием информационных технологий, были введены новые статьи, направленные на более эффективное пресечение таких преступлений. Так, теперь за хакерские атаки, кражу электронной информации и другие киберпреступления предусмотрены более строгое наказание и увеличены штрафные санкции.
В целях укрепления государственной безопасности, были внесены изменения в сферу ответственности за совершение преступлений против государственной власти. Теперь незаконное проникновение в здание правительства или ведомства, а также разглашение государственной тайны и подрыв конституционного строя, подлежат более суровому наказанию. Были введены новые статьи о «террористическом пропагандизме» и «нападении на лиц сотрудников правоохранительных органов», что поможет снизить уровень преступности в этой области.
Таким образом, внесенные изменения в дисциплины ответственности в УК РФ 2024 года направлены на укрепление правопорядка, борьбу с преступностью и повышение общественной безопасности. Они предусматривают строже наказание за преступления в сферах терроризма, экстремизма, коррупции, киберпреступлений и преступлений против государства, что должно способствовать созданию более благоприятного и безопасного общества.
Политический контекст амнистии УК РФ
Предложение о проведении амнистии в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) в 2024 году имеет важное политическое значение. Эта инициатива исходит от правительства, которое стремится укрепить свою популярность и легитимность в глазах населения перед выборами. Амнистия рассматривается как гуманитарный акт и может послужить инструментом политического благополучия населения.
Амнистия может стать своеобразным сигналом государственной власти о готовности к политическим реформам и изменениям в системе правосудия. В контексте текущего политического климата в России, где наблюдается напряженность в отношениях между властью и оппозицией, амнистия может найти поддержку в обществе и улучшить общественное доверие к государственным органам.
Однако амнистия также может быть воспринята как политическое манипулирование, направленное на укрепление текущей власти. Возможно, правительство намерено использовать амнистию как средство манипуляции выборами и укрепления своей политической позиции. Кроме того, выбор того, кого будут амнистировать, может вызвать волнения в обществе и поднять вопросы о справедливости и политической неприкасаемости.
Таким образом, политический контекст амнистии УК РФ в 2024 году носит двойственный характер. С одной стороны, амнистия может способствовать улучшению отношений между властью и обществом, и законодательством, и дать сигнал о готовности к политическим реформам. С другой стороны, амнистия может быть воспринята как инструмент политического манипулирования и вызвать недоверие к власти. Важно, чтобы процесс амнистии был прозрачен и справедлив, чтобы общество смогло оценить его эффективность и честность.
Планы Госдумы по проведению амнистии в будущем
Несмотря на то, что амнистия УК РФ в 2024 году вызывает различные отзывы и мнения, Госдума Российской Федерации имеет в планах проведение подобных мероприятий и в будущем. Законодательная власть страны понимает необходимость периодической амнистии, которая позволяет смягчить уголовно-правовую политику и сократить количество заключенных.
Во-первых, Госдума уделяет особое внимание анализу судебной практики и оценке эффективности прошлых амнистий. На основании полученных данных планируется внесение соответствующих изменений в уголовно-исполнительный и уголовно-процессуальный кодексы с целью улучшения и оптимизации процесса амнистии.
Во-вторых, Госдума намерена провести широкую публичную дискуссию и обсуждение предложенных изменений в обществе. Все заинтересованные стороны, включая правозащитные организации, юридические эксперты и гражданские активисты, будут приглашены для участия в обсуждении и высказывания своих мнений.
Итак, планы Госдумы по проведению амнистии в будущем связаны с постоянным улучшением и совершенствованием процесса амнистии, а также с обеспечением прозрачности и широкой общественной дискуссии. Это позволит достичь более сбалансированной уголовно-правовой политики и обеспечить справедливость в отношении заключенных.
Два шага назад из колонии. Предложенные Минюстом поправки улучшат жизнь одних заключенных и ухудшат — других
Минюст разработал ряд предложений для гуманизации отбывания наказания осужденными.
Ведомство предлагает переводить больше заключенных на принудительные работы, облегчая им при этом возможность освобождаться условно-досрочно, а также разрешить переходить из колоний строгого режима в колонии-поселения.
Тем не менее гуманизация «светит» не всем, положение некоторых категорий заключенных поправки фактически ухудшают. Прежде всего это касается лиц, осужденных за распространение наркотиков, а также за ряд экономических преступлений.
Поправки в законодательство об отбывании наказания глава Минюста Константин Чуйченко анонсировал в июне. Это было сделано на фоне дискуссии о необходимости шире использовать осужденных на различных работах, заменив ими трудовых мигрантов.
Для этого предполагалось шире применять принудительные работы как вид уголовного наказания, в том числе и в порядке замены лишения свободы. Сами заключенные встретили идею без энтузиазма.
Дело в том, что при переходе на принудительные работы необходимый для УДО срок обнуляется и начинает отсчитываться заново — не с первого дня наказания, а с момента его замены.
Как следует из пояснительной записки, поправки «должны позволить осужденным, имеющим право перейти на принудительные работы, не лишаться возможности УДО».
Одновременно Минюст предлагает увеличить срок, который осужденному за особо тяжкое преступление необходимо отбыть для перевода на принудительные работы — с половины наказания до двух третей.
Таким образом, «сроки для возможности обращения с ходатайством об УДО и о замене наказания уравниваются», указывает руководитель юридического департамента «Руси сидящей» (НКО внесена в реестр иностранных агентов) Ольга Подоплелова.
«По сути дела, предлагается альтернатива: либо человек подает на УДО, либо просит перевести его в исправительный центр»,— указывает Эксперт.
Госпожа Подоплелова считает необходимым новый порядок исчисления срока наказания для УДО при переводе на принудительные работы без «обнуления».«Несмотря на отрицательную позицию ВС и КС, Минюст, по сути дела, пытается привести законодательство в соответствие с европейскими стандартами», — добавила она.
Также Минюст предлагает сократить для осужденных за особо тяжкие преступления срок, после которого станет возможным перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение, с двух третей до половины.
Но по ряду преступлений — в их числе преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних либо связанные с незаконным оборотом наркотиков, террористической деятельностью, организацией преступного сообщества и участием в нем — срок увеличивается с половины до двух третей.
Эксперт Института прав человека (внесен в реестр иноагентов) Арсений Левинсон считает, что поправки ударят по одной из самых многочисленных категорий заключенных — людям, которые отбывают сроки за распространение наркотиков.
«Сейчас для них нет дискриминационных положений по переводу из колонии строгого режима в колонии-поселения,— пояснил правозащитник.— Есть более строгие нормы для УДО — три четверти срока. А теперь ещё и сроки перевода «на поселок» ужесточили.
Если они не допускают дисциплинарных нарушений, работают, получают поощрения, то почему они должны оказываться в таком положении?» Господин Левинсон считает, что изменения, которые ухудшают положение осужденных, «ничем не мотивированы».
Пакет поправок в целом характеризует как «шаг вперед, два шага назад».
Зампред Общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева отмечает, что «осужденные за наркопреступления — чаще всего молодые люди, нередко — студенты, которые оступились по молодости»: «Возможность смягчения наказания только после двух третей срока — это очень долго.
То же самое и с осужденными за экономические преступления. В последние годы организация и соучастие в преступном сообществе вменялись почти всем обвиняемым по экономическим статьям.
Получается, что им нужно отсидеть 10 из 15 лет на строгом режиме, прежде чем они смогут попросить о смягчении наказания».