Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оприходовать отходы на склад». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нормативы технологических потерь для каждого конкретного вида сырья и материалов организация может разработать самостоятельно. Сделать это могут специалисты организации, контролирующие технологический процесс (например, технологи). Разработанные нормативы нужно закрепить технологическими картами, сметами технологического процесса или другими аналогичными документами. Утвердить их должны лица, уполномоченные руководством организации (например, главный технолог или главный инженер). Если организация не может своими силами определить лимит потерь, то она вправе воспользоваться отраслевыми нормативными актами, государственными стандартами или информацией компетентных организаций. Например, в электроэнергетике расчет и перераспределение технологических потерь между участниками оптового рынка производит оператор АО «АТС». Сам же размер нормативов технологических потерь определяет Минэнерго России.
Учет отходов из-за физического воздействия
Физическое воздействие на сырье и продукцию, как было сказано выше, обусловливает появление технологических потерь. Такие потери должны включаться в себестоимость сельхозпродукции. И по отходам этой категории есть нормативные значения. Правда, общего законодательно закрепленного норматива нет. Методика расчета нормы технологических потерь формируется и утверждается каждым сельхозпредприятием. Стандартным внутренним регламентирующим документом является технологическая карта.
Возникают в сельскохозяйственном производстве технологические потери при транспортировке сырья, фасовке продукции, очистке сырья от примесей, сушке с применением физических методов. В рамках техпроцесса физико-химические свойства сырья или продукции не меняются.
Бухгалтеру нередко приходится отражать в учете не только нормативные технологические потери, но и сверхнормативные. Первые включаются в себестоимость готового продукта, последние – в состав прочих расходов организации.
Для отражения нормативных, сверхнормативных технологических потерь делаются следующие проводки:
· Выявление потерь материально-производственных запасов или готовой продукции – Дт94 Кт10(43)
· Отнесение технологических потерь в пределах нормативных значений на себестоимость продукции – Дт20 Кт94
· Включение сверхнормативных технологических потерь в состав прочих расходов сельскохозяйственного предприятия – Дт91 Кт94
Безвозвратные отходы этой категории учитывают при налогообложении сельхозпредприятия и ИП на ОСНО, ЕСХН и УСН «Доходы минус расходы».
Когда признавать материальные расходы в виде технологических потерь? Налоговый кодекс (ст. 272) на этот счет указаний не дает. Практика показывает, что удобнее всего учитывать безвозвратные отходы на дату фактического выявления соответствующих расходов. Согласно ст. 254 НК, на сумму технологических потерь уменьшаются расходы на материалы, использованные в производстве. Речь идет о расходах, признанных на дату передачи материалов в производство.
Какими документами оформляются отходы на складе
Те отходы, что выявлены при изготовлении продукции, обязательно должны быть:
- посчитаны и взвешены;
- сданы на склад.
Для сдачи и оформления прихода на склад и реализации используются такие документы, как:
Наименование формы | Документ |
МХ-18 | Накладная на передачу продукции на склад |
М-4 | Складской приходный ордер |
М-11 | Требование-накладная, которой фиксируется отпуск при повторном поступлении в производство |
ТОРГ-13 | Накладная на передачу товаров, тары при движении внутри фирмы |
ТОРГ-17 | Журнал, где фиксируется сохранность и движение продукции в переделах складов |
М-8 | Лимитно-заборная карта для отпуская при повторном использовании в изготовлении продукции |
М-15 | Накладная на отгрузку на сторону при отпуске другой организации |
ТОРГ-12 | Товарная накладная при продаже |
Во всех бухгалтерских документах обязательно должны присутствовать сведения о расходах.
Если организация применяет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами, на стоимость возвратных отходов необходимо уменьшить материальные расходы организации. Сделать это нужно в момент передачи отходов на склад. Эту дату определяйте по первичным документам, то есть по дате составления накладной по форме № М-11. Оценку отходов производите в зависимости от дальнейшей цели их использования:
- если отходы будут реализованы на сторону, то их необходимо отразить в учете по цене реализации;
- если отходы будут использованы в собственном производстве, отражайте их в учете по цене возможного использования.
Законодательное регулирование
Основные положения и обязанности по обращению с отходами содержит ФЗ-89. Ответственность за утилизацию отходов лежит на первоначальном собственнике, на организации, где они образовались.
Отходы производства подразделяются на безвозвратные и возвратные. Первые представляют собой материалы с полностью утраченными исходными полезными свойствами. Их реализация или повторное использование невозможно. Вторые могут быть использованы в производстве, проданы для дальнейшего использования.
Безвозвратные отходы отдельно не отражаются в балансе. Это производственные (технологические) потери, норматив которых закладывается в нормы расхода сырья при расчете себестоимости готового продукта: усушка, улетучивание, угары, испарение. Согласно «Основным положениям по калькулированию себестоимости продукции» п. 27 (утв. 20/07/70 г., действующий документ), безвозвратные отходы не подлежат оценке. Это означает, что бухгалтеру не нужно определять их стоимость и формировать проводки. Можно сказать, что косвенным образом их утилизацию оплачивает сама фирма через механизм расчета издержек производства. Необходим лишь их технологический учет.
Учёт отходов на предприятии
Законодательство Российской Федерации (ч.1 ст.19 Закона №89-ФЗ) обязывает всех юридических лиц и ИП, при обращении с отходами, вести учёт движения отходов в соответствии с утверждённым приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721 Порядком учёта в области обращения с отходами (далее — Порядок учёта). Учёту подлежат все образовавшиеся, утилизированные, обезвреженные, переданные другим лицам или полученные от других лиц, а также размещённые отходы. На данный момент актуальной является редакция Порядка учёта от 25.06.2014, а также терминологические поправки Закона №458-ФЗ — введены понятия «утилизация» и «обработка», вместо «использование».
Новая терминология более конкретно выражает суть процессов обращения с отходами при заполнении таблиц данных учёта отходов (приложения 2-4 к Порядку учёта):
«Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечения полезных компонентов для их повторного применения (рекуперации).
Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.»
Основные положения требований к Порядку учёта:
1. Учёт в области обращения с отходами ведётся отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (ИП) в целом (абзац 6 пункта 3).
2 Учёт ведётся на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходов. В случае невозможности провести фактические изменения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходов, учёт ведётся на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приёма-передачи; договоров (пункт 4).
3. Учёту подлежат все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, переданных или полученных от других лиц, также размещённых юридическим лицом и ИП за учётный период (пункт 5).
4. Данные учёта обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля, и 1 октября текущего года), а также по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учётным) в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за указанным периодом (пункт 7).
5. Данные учёта ведутся в электронном виде. При отсутствии такой технической возможности данные учёта оформляются в письменном виде.
6. Заполнение таблиц данных учёта осуществляется лицом, ответственным за учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи их другим лицам или получения от других лиц, размещения отходов (пункт 6).
7. Таблицы данных учёта заполняются по юридическому лицу лицу в целом, по его каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии), по ИП (пункт 10).
8. Все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются:
• с точностью до трёх знаков после запятой (с точностью до килограмма) — для отходов I, II, и III классов опасности;
• с точностью до одного знака после запятой — для отходов IV и V классов опасности.
Вышедшие из употребления люминесцентные лампы, содержащие ртуть, отражаются по массе изделия (пункт 11).
9. В каждой заполняемой строке таблиц данных учёта в графах указываются значения количества отходов или, при их отсутствии, — ноль (пункт 12).
10. Для каждого вида отходов выделяется отдельная строка. Строки группируются по классам опасности отходов (пункт 13).
11. В таблицах указываются коды видов отходов по ФККО, при отсутствии соответствующего вида отходов в ФККО указывается ноль.
Документальное оформление отходов и проводки
Технологические потери, рамки которых ранее утверждает главный технолог или инженер, должны постоянно находиться под контролем экономиста или технолога. Количество отходов должно отражаться в акте инвентаризации или зачистке.
Бухгалтерские проводки для списания возвратных отходов, если они возникли в результате обработки, производства, транспортировки или превысили свою норму. Если потери не превысили свой лимит, тогда относите эти расходы к затратам по обычным видам деятельности (они затрагивают списание сырья для основного производства).
Типовые проводки:
Счет Дт | Счет Кт | Описание проводки | Сумма проводки | Документ-основание |
20, 23 | 10.01 | Передача материалов в производство | Стоимость материала | Товарная накладная, приходный ордер |
91.02 | 20.01, 23 | Списание сверхнормативных потерь | Размер разницы с пределом | Акт списания |
94 | 41.01 | Отражение недостачи в товаре. Так случается при обработке загрязненных изделий, очищении срезов, заветренных зон у продукта. | Размер недостачи | Акт зачистки |
41.01 | 94 | Приходование отходов для дальнейшей продажи | Сумма отходов | Приходная накладная, акт приема-передачи |
44 | 94 | Списание расходов, которые не превысили предел | Сумма расходов | Акт списания |
76, 73 | 94 | Списание потерь сверх нормы с отнесением на виновных лиц (ими могут быть работники или представители других организаций) | Размер разницы с лимитом | Акт списания |
91.02 | 94 | Списание потерь сверх нормы в случаях, когда виновные лица не были найдены | Размер разницы с нормой | Акт списания |
94 | 60, 10, 16,41 | Отражение недостачи при транспортировке | Сумма недостачи | Акт инвентаризации |
20.01, 23 | 94 | Списание недостачи на расходы в пределах установленной нормы | Сумма затрат | Акт списания |
76, 73 | 94 | Перенесение расходов на виновных лиц при сверхнормативных затратах | Размер потерь | Бухгалтерская справка-расчет, акт инвентаризации |
91.01 | 94 | Списание потерь сверх нормы при неустановленных виновных лицах | Размер разницы с лимитом | Бухгалтерская справка-расчет, акт списания |
Налоговый учет возвратных отходов
В Налоговом кодексе определение ВО дано в п. 6 ст. 254. Законодатель уточняет, что если остатки материалов будут использоваться для изготовления других товаров другими подразделениями как полноценный материал, то они не являются ВО, также как и попутная продукция.
На стоимость возвратных материалов необходимо уменьшить сумму материальных расходов, а способ оценки ВО напрямую зависит от их дальнейшей судьбы:
- использование — цена возможного использования или пониженная цена исходных материалов;
- продажа — цена реализации.
В первом случае способ оценки определяется с помощью специальных расчетов, которые зависят от вида производства, используемого материала, технологического процесса. В расчете учитываются полезные свойства отходов, полезные свойства товара, который получится из этих отходов, физические показатели и т. д. Для каждого предприятия это будет собственный специфический расчет, который нужно закрепить в учетной политике.
Что касается реализации, то если цена продажи уже закреплена в договоре или спецификации, то проблем не возникает. Если же еще неизвестно, какая цена сделки будет установлена, то вопрос ее определения повлияет на сумму материальных расходов. Желание отразить ВО по реальной фактической цене реализации, которая установится в будущем, может стать серьезной проблемой для бухгалтера. Почему? Рассмотрим два варианта:
- оприходование отходов и их продажа произошли в одном отчетном периоде;
- оприходование отходов произошло в текущем периоде, а их продажа — в следующем.
Если мы не угадали с ценой реализации и оприходовали отходы по заниженной или завышенной стоимости, то в первом случае получим, что уменьшение материальных расходов и увеличение себестоимости проданных товаров произойдет на одну и ту же сумму. Таким образом, результат для налога на прибыль затронут не будет.
Если же мы занизим цену реализации отходов во втором случае, то материальные расходы текущего периода окажутся завышены, что ведет к недоплате налога на прибыль, пеням и штрафам. А в следующем периоде, наоборот, к его переплате. Придется подавать уточненки и отвечать на вопросы налоговых специалистов, что крайне нежелательно. Поэтому обратимся к пояснениям Минфина. В письмах от 26.04.2010 № 03-03-06/4/49, от 18.09.2009 № 03-03-06/1/595 говорится: «ВО следует оценивать исходя из рыночных цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 40 Кодекса». Уточним, что рыночная цена определяется на момент оприходования отходов, ведь именно тогда нам нужно их оценить для отражения в учете.
Минфин также поясняет в упомянутом письме № 03-03-06/4/49, что при продаже ВО выручка уменьшается на их стоимость, определенную в налоговом учете, а прибыль в результате такой сделки облагается налогом. Стоит отметить, что никто не застрахован и от убытка, поскольку сумма дохода от продажи, определенного в соответствии с п. 1 ст. 249 НК РФ, может быть меньше стоимости отходов, которая включается в расходы в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ и на которую были уменьшены материальные расходы. Рассмотрим на примере бухгалтерский и налоговый учеты ВО.
Пример
ООО «ЛесТорг» продает ВО — опилки, которые остаются после переработки бревна в брус. Предположим, что затраты по изготовлению бруса составили 8 756 000 руб. до учета ВО. На склад оприходована 1 т опилок, цена реализации которых составляет 5 руб. за кг без НДС. «ЛесТорг» имеет заключенный с покупателем договор, в котором оговорена указанная цена. Изготовленный брус был продан за 11 388 000 руб., включая НДС 1 737 000 руб.
Операция |
Дт |
Кт |
Сумма, тыс. руб. |
Отражены затраты на изготовление бруса |
02, 10, 70, 69, |
8 756 |
|
Оприходованы на склад ВО |
|||
Отражена себестоимость готовой продукции |
8 751 |
||
Отражена выручка от продажи бруса |
11 388 |
||
Отражен НДС с продажи бруса |
1 737 |
||
Отражена себестоимость бруса |
8 751 |
||
Отражен фин. результат от продажи бруса |
|||
Отражена выручка от продажи опилок |
5,9 |
||
Отражен НДС с продажи опилок |
0,9 |
||
Отражена себестоимость опилок |
|||
Отражен фин. результат от продажи опилок |
Законодательное регулирование
Основные положения и обязанности по обращению с отходами содержит ФЗ-89. Ответственность за утилизацию отходов лежит на первоначальном собственнике, на организации, где они образовались.
Отходы производства подразделяются на безвозвратные и возвратные. Первые представляют собой материалы с полностью утраченными исходными полезными свойствами. Их реализация или повторное использование невозможно. Вторые могут быть использованы в производстве, проданы для дальнейшего использования.
Безвозвратные отходы отдельно не отражаются в балансе. Это производственные (технологические) потери, норматив которых закладывается в нормы расхода сырья при расчете себестоимости готового продукта: усушка, улетучивание, угары, испарение. Согласно «Основным положениям по калькулированию себестоимости продукции» п. 27 (утв. 20/07/70 г., действующий документ), безвозвратные отходы не подлежат оценке. Это означает, что бухгалтеру не нужно определять их стоимость и формировать проводки. Можно сказать, что косвенным образом их утилизацию оплачивает сама фирма через механизм расчета издержек производства. Необходим лишь их технологический учет.
Возвратные отходы могут быть утилизированы непосредственно. ФЗ-89 определяет утилизацию отходов как их использование в производстве продукции, услуг, осуществлении работ. При этом в учетных целях отходами не признаются остатки материалов, которые сохранили все свои потребительские свойства и передаются в другие подразделения, цеха (ст. 254-6 НК РФ).
Как учитывать возвратные отходы
С точки зрения бухгалтерского учета, возвратные отходы являются обычными материалами. Для их учета применяются счет 10 «Материалы», к которому открываются субсчета 10.1 «Сырье и материалы», 10.12 «Возвратные отходы». Рассмотрим, как происходит их учет на практике.
1 этап: учет количества. Когда ресурсы выбывают из производства, нужно посчитать количество (вес, объем или иную меру) готовой продукции и получившихся в результате производства возвратных отходов. Чаще всего применяются следующие способы:
- взвешивание;
- поштучный пересчет;
- расчетный метод (если прямое определение количества невозможно) – утвержденный норматив по отходам умножить на количество выпущенной продукции.
2 этап: оформление накладной. Это документ, являющийся основанием для оприходования таких отходов и последующего их хранения или движения как матценностей. При передаче на склад оформляют сдаточную накладную, при иных формах динамики – накладную на внутреннее перемещение (форма ТОРГ-13). Допускается составление приходного ордера (М-4), требования-накладной (М-11). Данная документация станет основанием для контроля материальных затрат в бухучете и налоговом учете.
Как учитывать возвратные отходы
С точки зрения бухгалтерского учета, возвратные отходы являются обычными материалами. Для их учета применяются счет 10 «Материалы», к которому открываются субсчета 10.1 «Сырье и материалы», 10.12 «Возвратные отходы». Рассмотрим, как происходит их учет на практике.
1 этап: учет количества. Когда ресурсы выбывают из производства, нужно посчитать количество (вес, объем или иную меру) готовой продукции и получившихся в результате производства возвратных отходов. Чаще всего применяются следующие способы:
- взвешивание;
- поштучный пересчет;
- расчетный метод (если прямое определение количества невозможно) – утвержденный норматив по отходам умножить на количество выпущенной продукции.
2 этап: оформление накладной. Это документ, являющийся основанием для оприходования таких отходов и последующего их хранения или движения как матценностей. При передаче на склад оформляют сдаточную накладную, при иных формах динамики – накладную на внутреннее перемещение (форма ТОРГ-13). Допускается составление приходного ордера (М-4), требования-накладной (М-11). Данная документация станет основанием для контроля материальных затрат в бухучете и налоговом учете.
3 этап: сдача на склад. Можно передавать такие отходы на хранение не только кладовщику склада, но и другому лицу, несущему материальную ответственность (как это принято в конкретной организации). Принимаются отходы по одному из вышеуказанных документов.
4 этап: выдача со склада. Когда возвратные отходы потребуется взять со склада для дальнейшего использования или отгрузки на продажу, нужно будет выписать новое требование-накладную. Для реализации предусмотрены формы М-15 или ТОРГ-12.
Для финансового работника важно знать не только, что в данном случае относится к возвратным отходам, но и как это «что» оценить. Согласно п. 6 ст. 254 НК РФ возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
- по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
- по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
В свою очередь, в п. 111 Методических указаний по учету МПЗ говорится, что стоимость отходов (обезличенных) определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (по цене возможного использования или продажи).
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Из приведенных выше норм следуют два важных вывода:
- бухгалтерскую и налоговую оценки возвратных отходов можно привести к единому стоимостному значению. Однако универсальных формул для расчета стоимости возвратных отходов нет;
- при использовании возвратных отходов в производстве их следует оприходовать по пониженной цене исходного материала (цене возможного использования), а при намерении продать их — по цене реализации.
Рассмотрим подробнее применение закона на практике.
Как различаются виды отходов
Разделение безвозвратных и возвратных отходов производится по их признакам:
Отходы возвратные | Отходы безвозвратные |
Сходство | |
Наличие материального воплощения * Являются продуктом процессов изготовления Изменили/потеряли свойства в полном объёме или их часть |
|
Различие | |
Приносят доход
Подлежат будущему использованию: – во всех видах процессов производства с увеличением затратной части – по назначению, не соответствующему первоначальному |
Не дают экономической выгоды
Не используются в данном производстве, но: – годны для изготовления других разновидностей товаров, продукции – возможен выпуск в качестве сопряжённых (попутных) продуктов |
Отходы, не подлежащие дальнейшей переработке и использованию, являются безвозвратными потерями. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке специальный учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов и представлять соответствующую статистическую отчетность. Данные специального учета должны соответствовать данным бухгалтерского учета.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности. Временное складирование отходов производства и потребления допускается, в частности, на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов (п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03). При этом предусматривается разный порядок хранения для разных классов отходов. Так, в закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I — II классов опасности, должны быть предусмотрены пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнерах, бочках, цистернах), II — в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), III — в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных и текстильных мешках, IV — навалом, насыпью, в виде гряд.
Организациям, осуществляющим лишь временное складирование отходов (не более 6 месяцев), образующихся в процессе их предпринимательской деятельности, лицензию оформлять не нужно. Не нужна лицензия также тем организациям, которые осуществляют любую деятельность с отходами V класса опасности. Это означает, что макулатуру, картон и другие отходы V класса опасности (в том числе некоторые отходы производства пищевых продуктов) можно самостоятельно вывозить (не имея лицензии) и передавать их любой организации, также не имеющей лицензии.
Отнесение отходов к конкретному классу опасности следует подтвердить расчетным путем; если класс опасности, определенный расчетным методом, соответствует пятому, необходимо дополнительно использовать экспериментальный метод. На отходы I — IV классов должен быть получен паспорт.
Расходы на оплату услуг по утилизации промышленных отходов организация может признать в составе расходов по обычным видам деятельности. В бухгалтерском и налоговом учете они признаются в размере договорной стоимости этих услуг на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99, п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 272 НК РФ).
Данные расходы отражаются записью по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Однако если у организации имеется возможность реализовать образовавшиеся отходы сторонней организации и получить прибыль, а она их утилизирует, то расходы на утилизацию не могут быть признаны экономически обоснованными, так как они не соответствуют целям предпринимательской деятельности коммерческой организации.
В Письме Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332 разъяснено, что в случае утилизации (списания) неликвидных товаров затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
За негативное влияние на окружающую среду, оказываемое при производстве и складировании отходов, каждый субъект предпринимательства обязан платить. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, Порядок его заполнения и представления утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204. Плательщики представляют его в Росприроднадзор по месту нахождения каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по местонахождению плательщика в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект, не позднее 20-го числа, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50. Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют данную отчетность в уведомительном порядке до 15 января года, следующего за отчетным периодом, в соответствии с Приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30. Для них лимитами на размещение отходов является количество отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Плата за текущий год взимается с субъектов малого и среднего предпринимательства по факту без пятикратного коэффициента (Письмо Росприроднадзора от 07.12.2011 N ОД-06-01-32/15903).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду в пределах утвержденных лимитов включается в состав расходов организации по обычным видам деятельности на дату ее начисления (п. п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99).
Данный вид обязательных платежей не является налогом (сбором), поскольку он не предусмотрен ст. ст. 13 — 15 НК РФ. Поэтому начисление платы за загрязнение окружающей природной среды может отражаться записью по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Минфин России в Письме от 27.05.2011 N 07-02-18/02 рекомендовал вести обособленный учет (на дополнительно вводимых субсчетах) платы за сверхнормативные выбросы для получения необходимой информации в целях отражения в бухгалтерском учете постоянных разниц в соответствии с ПБУ 18/02. Среди выплат, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы», приведенных в п. 11 Письма, плата за сверхнормативные выбросы не упомянута.
В налоговом учете плата за размещение в пределах установленных лимитов по своему характеру не относится к плате за сверхнормативное воздействие и уменьшает базу при исчислении налога на прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ (Постановления ФАС УО от 04.05.2008 N Ф09-8409/07-С3, от 19.03.2008 N А76-8/07, ВСО от 16.04.2007 N А33-8921/06-Ф02-1794/07, от 06.03.2007 N А33-2101/05-Ф02-6757/06-С1).
В силу п. 4 ст. 270 НК РФ платежи за сверхнормативные выбросы не принимаются при исчислении налога на прибыль (Письмо УФНС России по г. Москве от 28.10.2009 N 16-15/112957).
Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и организациями неизменности производственного процесса и используемого сырья. Расходы по оплате услуг сторонних организаций по разработке лимитов организация может учесть в налоговом учете как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 04.09.2007 N 03-03-06/4/127).