Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление дополнительного отпуска для родителей детей-инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионный фонд. Принимает документы на пособие и определяет его размер. Для получения пенсии представителю ребенка нужно подать заявление. Обратится можно в фонд по месту прописки или по месту пребывания. Условия всего два — это подтвержденный статус ребенка-инвалида и постоянно проживание на территории РФ. Пенсия назначается с первого числа месяца обращения за ней. Пенсия назначается на срок в течении которого лицо признано инвалидом.
Что делать, чтобы получить льготу ребенку инвалиду?
Инвалидность назначают по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). Направление на экспертизу дает врач в поликлинике или в психиатрическом диспансере.
МСЭ принимает детей на комиссию по предварительной записи в порядке очереди. Очередь может составлять от 1 месяца. Приехать в бюро придется лично. По телефону можно узнать только время приема. Если вам требуется повторное прохождение комиссии для продления инвалидности — не дожидайтесь окончания срока инвалидности, а записывайтесь за пару месяцев (но не более), которые уйдут на прохождение специалистов.
Как правило, перед комиссией нужно:
- пройти ряд специалистов (все индивидуально, подробности уточняйте у доктора, который дает направление);
- сдать анализы крови и мочи;
- возможно потребуется ЭКГ.
После прохождения всех врачей педиатр пишет эпикриз. Эпикриз представляет из себя справку, в которую внесены все сведения о перенесенных и текущих заболеваниях, прививках и прочее. Будьте внимательны, справка должна быть заверена подписью и печатью: педиатра и заведующего отделением.
Особенности оформления пенсии родителям ребенка-инвалида
К категории наиболее социально уязвимых относятся семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды. Наличие такого ребенка налагает дополнительную ответственность и ограничения на его родителей или опекунов.
Кроме этого, заботы о ребенке-инвалиде не позволяют полноценно осуществлять трудовую деятельность, копить стаж и баллы, которые необходимы для формирования достойного материального обеспечения в старости.
В этой связи государство предоставляет родителям и опекунам ребенка с инвалидностью различного рода льготы, среди которых: признание времени ухода за ним периодом, входящим в страховой стаж (при определенных условиях), а также право на досрочный выход на пенсию. Об аспектах и тонкостях последнего подробно в этой статье далее.
Порядок взыскания алиментов на ребенка инвалида
Порядок не отличает от общего. Для взыскания алиментов заинтересованное лицо (чаще всего родитель, организация, в которой содержится ребенок) обращаются в суд.
Взыскание может быть инициировано:
- Путем подачи иска
- Путем подачи заявления о выдаче приказа
Исковое заявление подают в случаях, когда есть сопутствующие требования, требующие всестороннего рассмотрения в судебном заседании. Результат рассмотрения — получение истцом решения и исполнительного листа.
Заявление о выдаче приказа упрощает процедуру, однако не всегда возможно в случае взыскания алиментов более установленных законом частей заработка.
Кроме того, возможность подачи заявления о выдаче приказа зависит от характера требования – взыскания доли от заработка, взыскание в твердой сумме и т. д.
Чаще всего, взыскание алиментов на ребенка с особенностями развития происходит путем подачи искового и в таком порядке:
- Подача иска в суд
- Участие в судебном заседании
- Получение исполнительного документа
- Подача исполнительного документа в ФССП с заявлением о возбуждении исполнительного производства
- Участие в исполнительном производстве
Размер алиментов на ребенка инвалида
Закон устанавливает размер алиментов по отношению к заработку в размере его четверти на одного, трети на двух и половины на трех детей.
Размер может быть увеличен по просьбе истца и в случае, если имеются основания – материальное или семейное положение.
Если материальное положение родителя, с которым живет ребенок, свидетельствует о несении дополнительных трат, размер алиментов увеличивается. Увеличение может произойти в соответствии с просьбой истца, а также быть установлено судом.
Кроме того, размер алиментов может быть установлен:
- В долях
- В твердой сумме
- Одновременно в долях и твердой сумме
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – необходимый этап, в ходе которого происходит признание ребенка инвалидом. Именно в ходе экспертизы определяется дальнейшая судьба и ребенка, и его семьи, и относиться к ней следует максимально тщательно и серьезно. Любые недоработки или ошибки со стороны экспертов МСЭ легче предупредить или исправить в ходе освидетельствования и в процессе разработки индивидуальной программы реабилитации. Родителям, которые ведут своего ребенка на медико-социальную экспертизу, независимо от того, первично или повторно, нужно быть подготовленными к ее любым возможным результатам, знать и соблюдать процедуру экспертизы и правила принятия решений для того, чтобы оценивать их законность и впоследствии принять или опротестовать.
На сегодня разработан и утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению МСЭ. С ним можно познакомится в каждом бюро медико-социальной экспертизы, а полная версия Административного регламента размещена на официальных сайтах Федерального Медико-Биологического Агенства России, Федерального бюро МСЭ. Данный документ впервые излагает все процедуры, с которыми сталкивается гражданин при прохождении освидетельствования в бюро МСЭ.
В Административном регламенте подтверждается возможность обращения в бюро МСЭ напрямую в тех случаях, когда поликлиники или лечащее учреждение отказывает в выдаче направлений на экспертизу. При этом необходимо, чтобы отказ руководитель медицинского учреждения подтвердил письменно.
«К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем».
Правом устанавливать ребенку инвалидность на основе критериев, утвержденных Правительством РФ, обладают специалисты учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) после проведения освидетельствования ребенка по определенной схеме.
МСЭ – первый барьер, который вы должны преодолеть «без потерь», овладев языком нормативных документов.
Что нужно знать и на что необходимо опираться?
- 1. Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 N 1121) (См. Приложение № 1).
- 2. Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 23 декабря 2009 г. N 1013н (См. Приложение № 3).
- 3. Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования (в том числе и категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) введен Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 247 в виде Приложения к Правилам признания лица инвалидом (в ред. 30.12.2009 N 1121).
4. «Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы», утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 11 апреля 2011 г. N 295н, который гарантирует не только доступность, комфортность условий проведения МСЭ, но определяет сроки и порядок проведения гражданам МСЭ в рамках предоставления государственной услуги (в том числе и в электронной форме) — с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и информационно-коммуникационной сети. Так как он очень объемный, мы не приводим его в книге. Его легко можно найти в интернете.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
При освидетельствовании ребенка (гражданина) учитываются, согласно Правилам: 1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; 2) ограничение жизнедеятельности; 3) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Введение новых Классификаций и временных критериев при осуществлении МСЭ позволяет экспертам Бюро МСЭ определять степень реабилитационного потенциала ребенка. При этом учитывается все – и 1) нарушения функций организма (способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; и 2) степени ограничения его жизнедеятельности способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности (в Приказе все подробно дифференцируется).
Еще раз подчеркнем:
«Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты».
При проведении медико-социальной экспертизы тяжесть нарушении оценивают также с учетом Международной классификации болезней (МКБ 10-го пересмотра. ВОЗ. Женева).
Направление на экспертизу оформляется в поликлинике по месту жительства ребенка по заявлению родителя ребенка или его законного представителя.
Заявление главному врачу мед.учреждения
Главному врачу ………..…
От ……………………………
Проживающ… по адресу…
Заявление
Прошу Вас направить моего (мою) …, … года рождения, ребенка-инвалида, на Медико-социальную экспертизу для установления ему (ей) инвалидности (или — для разработки ему (ей) индивидуальной программы реабилитации инвалида) на основании:
- Федерального Закона РФ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95,
- Постановления Правительства Российской Федерации N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г.
Общие положения и принципы обеспечения прав детей-инвалидов
Права детей с ограниченными возможностями определены на международном уровне Конвенцией о правах инвалидов, утвержденной в 2006 г. Ассамблеей ООН.
В России законодательная база основана на ФЗ №181 «О социально защите инвалидов РФ», определяющем гарантии для нетрудоспособных детей. В соответствии с законом, к данной категории относятся лица, не достигшие 18-летнего возраста (23 года, для учащихся очной формы), и имеющие отклонения здоровья или развития разной степени тяжести.
Права работников, на иждивении которых находятся неполноценные подростки, регламентированы ТК РФ.
Деятельность государства, в рамках защиты детей-инвалидов, направлена на решение следующих задач:
- осуществление дополнительных выплат родителям, воспитывающим нетрудоспособных детей;
- обеспечение прав инвалидов на общее и профобразование;
- улучшение жилищных условий;
- полноценное медицинское обслуживание, социальная реабилитация;
- юридическая помощь;
- льготы семьям.
Гарантии для детей-инвалидов регламентируются другими нормативно-правовыми актами: Указами Президента, приказами Минздрава, локальными актами региональных властей.
Как известно, существует 3 группы инвалидности, каждой из которых соответствует различная степень тяжести заболевания. Однако в отношении несовершеннолетних подобная система оценки проблем со здоровьем не применяется. Все дело в том, что в процессе взросления в детском организме могут происходить существенные изменения, сказывающиеся на процессе протекания болезни. Поэтому лицам до 18 лет вместо группы инвалидности назначается общий статус – ребенок-инвалид. По уровню социальной поддержки он вполне сопоставим с первой, самой тяжелой группой инвалидности.
После совершеннолетия ребенок обязан снова пройти медико-социальную экспертизу (далее – МСЭ) с целью назначения группы инвалидности. С этого момента возможно снижение размера выплат – например, если будет присвоена 3 или 2 группа инвалидности. А иногда комиссия и вовсе может оценить состояние здоровья ребенка как удовлетворительное и отменить инвалидность. Подобное решение можно обжаловать в течение 30 дней.
Если совершеннолетнему гражданину будет присвоена одна из групп инвалидности, в заключении МСЭ в качестве причины будет сделана пометка «инвалидность с детства». Ранее термином «инвалид детства» обозначали всех детей с ограниченными возможностями, но с 2014 года его заменили на «ребенок-инвалид».
Порядок назначения инвалидности несовершеннолетним лицам изложен в постановлении Правительства РФ №95 от 20.02.2006 г. «О порядке признания лица инвалидом». Меры социальной поддержки, положенные детям-инвалидам и их родителям, прописаны сразу в нескольких законодательных актах:
- федеральном законе №178-ФЗ «О гос. социальной помощи» от 17.07.1999 г.;
- федеральном законе №166-ФЗ «О пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 г.;
- федеральном законе №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 г.;
- Трудовом и Налоговом кодексах РФ.
Что говорит закон о маломобильных гражданах?
Документ, закрепляющий права людей с ограниченными возможностями, – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – закон «О социальной защите»).
Защиты прав потребителя в части передвижения касаются статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» и 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур».
В регионах могут действовать локальные акты, содержащие дополнительные нюансы. Например, в столице действует закон города Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (далее – Закон города Москвы).
Права инвалидов на доступную среду закреплены и в других документах, например в Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, которую Россия ратифицировала в 2012 году. Курс на создание среды, доступной для всех, постулировался и в новейших программах по развитию РФ:
- Учрежденная Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы.
- Учрежденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Кого относят к категории «дети-инвалиды»
Определение того, какое лицо может называться инвалидом, законодательно закреплено в ст. 1 Федерального закона от 25 ноября 1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Законодатель определил, что гражданин, который имеет серьезные расстройства здоровья, возникшие в результате полученных травм, имеющихся дефектов или приобретенных заболеваний и приводящие к устойчивому нарушению тех или иных функций организма, а также ограничению жизнедеятельности, подпадает под категорию «инвалид» и нуждается в социальной защите.
В понятие «ограничение жизнедеятельности» входят полная и частичная неспособность к самообслуживанию, ориентации, самостоятельному передвижению, обучению и трудовой деятельности, контролю своего поведения. Получить официальное подтверждение имеющихся проблем со здоровьем и признание в подобном статусе возможно по результатам медико-социальной экспертизы, которая определяет степень расстройства функций организма и устанавливает группу инвалидности.
Права детей инвалидов
Российское государство обязано обеспечивать социальную защиту для каждого ребенка, который был признан человеком с ограниченными возможностями (ребенком-инвалидом). Это обеспечивается путем создания специальных условий для развития индивидуальности, творческих, производственных и других способностей. В целях осуществления программ по помощи детям инвалидам специальными гос. органами предоставляются социальные льготы, гарантии, поддержка в реализации прав по охране здоровья, прав на труд, отдых, образование, подготовку для осуществления посильной профессиональной деятельности, а также прав социально-экономических и жилищных.
Защита прав детей-инвалидов должна контролироваться и обеспечиваться государством. Любые возможные препятствия на пути к желаемому личному развитию таких детей устраняются руководством страны. Социальные права детей-инвалидов гарантируются правительством Российской Федерации наряду с обеспечением равных по сравнению со здоровыми гражданами.
Воспитание и образование детей
Участие в образовательном и воспитательном процессе в отношении несовершеннолетнего является не только неотчуждаемым правом каждого родителя, но и одной из основных обязанностей. В ст. 63 СК РФ раскрываются основные принципы данных полномочий:
- установлена ответственность за развитиеи воспитание несовершеннолетних;
- родителям принадлежит приоритетное право на образовательный процесс и воспитательные функции по отношению к несовершеннолетнему;
- в состав обязанностей также входит получение несовершеннолетним общего образования по государственным стандартам обучения.
Помощь государства детям-инвалидам, их родителям и опекунам включает пособия, пенсии, доплаты, надбавки, социальные и налоговые льготы. Устанавливать инвалидность ребенку или нет — решать родителям, но отказавшись от установления инвалидности, семья теряет возможность пользоваться этими льготами.
Государственная поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, на законодательном уровне включает в себя специальные гарантии семьям детей-инвалидов: социальные (пенсионные, медицинские, жилищные, транспортные, образовательные льготы), трудовые и налоговые. Перечень льгот, предоставляемых родителям детей-инвалидов, и собственно, самим детям с ограниченными возможностями, представлен в 181 Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ». Кроме того, права работника, имеющего ребенка-инвалида, закреплены в Трудовом кодексе.
СОСТАВ И ДЕНЕЖНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ НСУ
Набор социальных услуг (НСУ) предоставляет получателю (законному представителю ребенка-инвалида) ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) и включает в себя средства на:
лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам, медицинские изделия по рецептам, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов;
путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний;
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно*.
Размер НСУ с 1 апреля 2015 года — 930 рублей 12 копеек в месяц.
Натуральная форма |
Денежный эквивалент |
Обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей — инвалидов |
716 рублей 40 копейки |
Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (не входят путевки на СКЛечение по системе Минздрава) |
110 рублей 83 копейки |
Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно |
102 рубля 89 копеек |